Заплатим по-новому: без скидок

Нацкомиссия по регулированию рынка коммунальных услуг предлагает для оздоровления отрасли отказаться от дотационных тарифов. «редакция» посчитала, сколько это будет стоить нам с вами

Рецепт для оздоровления системы коммунального хозяйства выписала Национальная комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг (НКРКУ). На основе зарубежного опыта предлагается изменить принцип организации коммунального хозяйства, отказавшись от дотационных тарифов, но якобы их не поднимая. «редакция» решила разобраться, что же нас с вами ждет в действительности.


Роста тарифов не будет?

Директор департамента стратегического планирования и развития НКРКУ Дмитрий Арлачев пояснил «Газете»:

– Цель внедрения новых методик – не повышение тарифов, а создание условий для привлечения в отрасль инвестиций для модернизации, и соответственно – сокращение издержек предприятий. Новый подход стимулирует, даже заставляет предприятия снижать свои операционные затраты (т. е. ежедневные расходы на обслуживание коммуникаций. – Ред.). Комиссия будет доводить до предприятия задание по снижению затрат, а впоследствии снизится тариф для потребителя. Например, в Великобритании после внедрения методики стимулирующего тарифообразования за 15 лет тариф и расходы семей на услуги водопотребления уменьшились вдвое.

Рассказал Дмитрий Арлачев и о процедуре введения стимулирующих тарифов:

– Национальная комиссия утвердила две методики тарифообразования на основе стимулирующего тарифа: для сфер водоснабжения и водоотведения, а также для транспортировки тепла. Сейчас они находятся на регистрации в Министерстве юстиции. После этой процедуры методики станут действующим нормативно-правовым документом. Использовать их можно будет после совместного решения нашей комиссии, Минрегиона и Минэкономразвития. Кроме того, необходимо учитывать готовность самих предприятий переходить на работу по новым методикам. В первую очередь, это касается сотрудников финансово-экономического блока. Необходимо сначала обучить их работать по-новому.

Кстати, непосредственно квартирной платы инновация не коснется. Ведь «стимулирующая методика» разработана для естественных монополий: водоснабжения, водоотведения и транспортировки тепловой энергии. В перспективе планируется охватить и производство тепловой энергии.

И все же, что заставит украинский бизнес вкладывать деньги в коммунальное хозяйство? Поставщики услуг однозначно заявляют, что для преодоления кризиса ЖКХ необходимо вывести тарифы из дотационного состояния. Значит, граждане должны платить за воду и тепло по себестоимости? Этот тезис в НКРКУ не подтвердили, но и не опровергли, отметив, что к вышесказанному добавить нечего. Зато акцентируют внимание на том, что в Украине существуют субсидии на коммунальные услуги как элемент социальной защиты.

– Население активно их использует, – отмечает Дмитрий Арлачев. – В Украине субсидиями пользуется 1 миллион 300 тысяч семей. Кроме того, сейчас разрабатывается модель адресной социальной помощи населению в случае изменения коммунальных тарифов (или их составляющих). В чем преимущество адресной помощи и субсидий перед дотированием? При дотировании все население: и бедные, и богатые оплачивает коммунальные услуги по заниженным ценам. При адресной социальной помощи богатые помощь не получают и оплачивают полную стоимость. А государство поддерживает тех, кто в этом нуждается. Это справедливо.

Посчитаем?

Текст методик, по которым предлагает рассчитывать стимулирующие тарифы, размещен на сайте Нацкомиссии, регулирующей стоимость коммунальных услуг . Формулы и условия расчетов занимают две страницы. В то же время россияне, которые также озадачены вопросами эффективного преобразования «коммуналки», определяют экономически обоснованный тариф (Т) по формуле: T = S + П , где S - себестоимость услуг; П – прибыль, размер которой устанавливается в зависимости от уровня рентабельности.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что украинцев в ближайшее время ждет стремительное подорожание услуг за поставку воды и тепла. В обмен на это люди должны получить более качественный сервис, а лет через пять – удешевление тарифов, так как коммунальные службы смогут работать более эффективно благодаря глобальной реконструкции. В этом, по крайней мере, нас уверяют.

По прогнозам НКРКУ, на внедрение методики нужно около года. Пока будут работать с пилотными городами, например, теми, которые хотят взять кредиты международных финансовых организаций для модернизации оборудования и городских сетей.

И что же в итоге? В среднем месячная плата за услуги ЖКХ в Крыму, как информируют статистики – 246,4 грн. Для наглядности мы взяли расходы на однокомнатную и трехкомнатную квартиры в Симферополе, чтобы проследить, как изменится конечная цифра.

Вероника Кудрявцева с мужем живет в одном из симферопольских общежитий на Залесской, где первый этаж перепланировали под однокомнатные квартиры. Счетчики на воду и свет общие.
Плата за жилье – 35 гривен.
Электричество – 30 грн.
Вода и водоотведение – 25-30 грн.
Тепло и горячая вода – 70 грн.
Газа нет.
Итого в месяц около 170 гривен.

Супруги оба работают, платят регулярно и говорят, что это не такая большая сумма, чтобы делать долги. С учетом нашего расчета теперь их плата за коммунальные услуги вырастет до 220 грн.

Людмила Владимировна с дочерью и внуком живут в трехкомнатной «чешке», счетчики внутриквартирные.
Плата за жилье – 127 грн.
Электричество – 60 грн.
Вода и водоотведение – 15-16 грн.
Тепло – 200 грн.
Газ – 21 грн.
Итого в месяц – около 400 гривен.

Как и все пенсионеры, она платит ежемесячно, но без субсидии, на которую не имеет права (дочь работает без оформления). Теперь ее ждет сумма в 475 грн.

Обращаем внимание на некоторую условность расчета, так как мы включили в него только себестоимость услуг.

Справочная «Газеты»

Пугающая аббревиатура RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования. Впервые методика была применена в Великобритании в конце 1980-х годов в процессе приватизации электросетевого комплекса. В 2002 году Европейский союз обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий.

Личный опыт

В Лондоне жить хорошо, но дорого

Крымчанка Инна Стародубцева прожила в столице Великобритании 6 лет. Снимала однокомнатную квартирку в не самом дорогом районе. Платила за нее 540 фунтов (1 фунт стерлингов – 12,7 грн.) в месяц. Плюс расходы на коммунальные платежи, это 180-200 фунтов, в зависимости от сезона: 50 фунтов – за электричество по счетчику, 50 (70 – зимой) за газ без счетчика, за воду начислений не было из-за особенностей съемного жилья. Самый дорогой платеж – муниципальный налог, сборы которого идут на содержание полиции, городских зданий и организаций, уборку улиц и т. д. Для Инны эта сумма была – 80 фунтов.

«Там страшно все экономят, особенно богатые люди, – говорит Инна. – Они тратят большие деньги, чтобы устанавливать новейшие счетчики и оборудование, и тщательно это контролируют. Когда человек выходит из дома, отключается газ, и обогрев прекращается. Смотрите: если я в день зарабатывала в среднем 90 фунтов, мне два дня в неделю нужно было работать только для оплаты квартиры. Жить там очень дорого, но, тем не менее, очень хорошо!»

Алена Попова
Карикатура Игоря Лукьянченко