В Приазовье коров кормили медузами, а в Крыму – килькой и хамсой

Сорок лет назад наши рационализаторы и ученые придумали новый способ использования морских обитателей

В начале этого лета ООН обратилась ко всем государствам Черноморского и Средиземноморского бассейна с призывом уничтожать медуз – они расплодились сверх меры и вытесняют рыбу. Но не просто уничтожать, а найти для них полезное применение: использовать в косметической, медицинской промышленности, употреблять в пищу по примеру китайцев и японцев. В Приазовье с подобной задачей в начале 1980-х, когда в Азовском море стало слишком много медуз, справились иным, весьма оригинальным способом.

И свиньи толще, и бетон крепче

В 1981 году в пятом номере журнала «Изобретатель и рационализатор» была опубликована небольшая, но очень любопытная заметка «И медуза не обуза». Приведем ее полностью:

«Каждый, кто отдыхал на южных морях, наверняка запомнил неприятные ощущения от встречи с медузами. Эти желеподобные полупрозрачные существа способны напрочь испортить радость от водных процедур. Но значительно больше неприятностей доставляют медузы рыбакам, забивая сети настолько, что порой их трудно вытащить, не говоря уже о том, что потом приходится очищать. Председатель рыболовецкого колхоза «Победа» (на Азовском море) Виктор Размазин и его соавторы подошли к проблеме чисто изобретательски: решили обратить зло во благо. В колхозе создана первая в стране, да и в мире, установка, перерабатывающая медуз на корм скоту и птице. Трехлетние эксперименты показали, что добавки медуз в корм увеличивают привесы на 10-12 процентов. К тому же предполагают, что в медузах есть биологические вещества, помогающие организму сопротивляться болезням. Пока же единственная установка для переработки медуз работает в колхозе «Победа». Она далека от совершенства, и председатель Размазин надеется на помощь конструкторов и заводчан».

Надо сказать, что рационализаторская борьба с медузами проходила в больших масштабах, чем описано в статье. После того как в 1960-х вода Азовского моря стала более соленой, в нем появилось огромное множество медуз – эти незваные гостьи проникли сюда из Черного моря. И стали не только забивать сети, но и поедать корм, необходимый для питания ценных пород рыб. Поэтому Министерство рыбного хозяйства СССР дало задание Азовскому НИИ рыбного хозяйства: найти методы борьбы с медузами или разработать способы их использования. Ученые поначалу хотели было предложить употреблять медуз в пищу, но затем поняли, что вряд ли такие блюда будут популярны в наших широтах. И тогда решили попробовать делать из медуз еду не для людей, а для скота и птицы. Первыми новое блюдо попробовали свиньи в колхозе «По заветам Ильича», куры и утки на птицефабрике «Моревская», что в Краснодарском крае. Ну а затем и до коров дело дошло. 

Однако и это еще не все. Медуз попробовали использовать еще и в строительной промышленности: исследования, проведенные в Ростовском инженерно-строительном институте, показали, что добавление медуз повышает прочность бетона. Кроме того, их стали добавлять в керамику – и тоже получили хорошие результаты. Словом, простор для деятельности (то есть для полезного использования медуз) открывался огромный. Речь заходила уже об их добыче в промышленных масштабах, было установлено, что промысел можно вести с мая и до сентября, искали способы транспортировки такого своеобразного сырья… Увы, планы так и остались планами: после распада СССР к этой теме, похоже, уже больше не возвращались.

Рыбно-хвойное лакомство для бычков

А что же крымские ученые, не пытались ли и они в свое время накормить медузами коров и свиней?

– Нет, с медузами мы экспериментов не проводили, но у нас были свои собственные подобные интересные разработки, – рассказывает Юрий Гербер, доктор технических наук, декан факультета механизации производства и технологии переработки сельхозпродукции Крымского агротехнологического университета. – В 1983-1984 годах мы пробовали скармливать крупному рогатому скоту отходы рыбного производства (некондиционную кильку, хамсу) вместе с отходами растениеводства (измельченная виноградная лоза, хвоя). Из всего этого мы делали гранулы и добавляли их как лакомство в корм молодым бычкам. На молочном стаде эксперимент проводить побоялись – это могло сказаться на качестве молока, оно ведь, как губка, все впитывает, все посторонние вкусы и запахи. А бычки очень хорошо на этой добавке пошли. Ведь рыба – это белок, он дает рост мышечной массы. Ну, а хвоя – это фитонциды, вещества, снижающие риск инфекционных заболеваний. Кстати, у нас есть свои разработки кормов с использованием фитонцидных растений: они в свое время прошли апробацию в хозяйствах Симферопольского района и Луганской области, получены патенты на них. Возвращаясь же к рыбно-хвойной подкормке, скажу, что тогда мы проводили эксперимент в Красногвардейском районе, в колхозе им. Чкалова. Там было около 600 бычков, мы кормили их сезон, добавляли каждому в день к 15-20 кг основного корма (сено, силос) 1-1,5 кг нашей подкормки. По итогам эксперимента выяснилось, что у них понизилась заболеваемость, а показатели привеса повысились, то есть необычное лакомство явно пошло бычкам на пользу.

На фото: Медуза корнерот (Rhizostoma pulmo) – самая крупная медуза Черного и Средиземного морей. Корнерот может достигать 50-60 см в диаметре и весить до 10-12 кг. Именно таких медуз скармливали сельскохозяйственным животным в Приазовье в начале 1980-х.
Источник фото: https://commons.wikimedia.org

Хрустальное мясо и варят, и солят, и сушат

В Японии, Корее и Китае медуз называют «хрустальным мясом» и готовят блюда из них уже более 1700 лет. Хрустальное мясо считается диетическим продуктом и рекомендовано при повышенном кровяном давлении и других заболеваниях.

Медузы присутствуют в рецептах японских суши. В 2006 году во время массового размножения крупных медуз у берегов Японии они пошли даже на начинку для пирожков, из них варили супы. В Таиланде из медуз делают лапшу. В Китае их солят или сушат (в результате образуется нечто вроде сушеных грибов или тонких коричневых блинов). Белок медузы является полноценным и содержит 17 аминокислот, включая полный набор незаменимых.