Так люди не ездят

Симферопольцы практически единодушны: ситуация с транспортом в столице Крыма критическая. Кто положит конец пробкам, авариям и нелегальным маршруткам?

Нескончаемые заторы на дорогах, унисонный рев сигналов десятка автобусов, постоянная смена маршрутов водителями городского транспорта – все это знакомо крымчанам, и особенно жителям Симферополя, где властям пока не удается навести порядок в этой сфере. И дело не только в раздражении или опоздании на работу. В такой ситуации под угрозой оказывается жизнь человека. Навести порядок в движении общественного транспорта и, следовательно, снизить аварийность на крымских дорогах должен единый диспетчерский центр, работа над созданием которого начнется уже в начале следующего года.

Каждый день в пробке

Едва ли не в каждом офисе, на каждом предприятии крымской столицы рабочий день начинается с обсуждения того, как и кто добирался до работы. Измученные поездками в наших маршрутках, томлением в пробках, надышавшись выхлопными газами, коллеги возмущенно обсуждают друг с другом, что им пришлось пережить нынешним утром.

В этом плане редакция «Крымской газеты» не исключение. Наш обозреватель , например, позавчера пришел в редакцию намного позже обычного из-за того, что водитель автобуса №42 (ул. Гурзуфская – 7-я городская больница), в которой он ехал, без предупреждения изменил свой постоянный маршрут.

– Отклонение от маршрута – обычное дело для наших водителей, из-за чего нередко случается опаздывать, – говорит Сергей. – Но, когда стоят на дорогах сотрудники ГАИ, водители своих маршрутов придерживаются.

Сергею, по его словам, приходится терять немало времени в пробках на остановке «Автовокзал» и «Площадь Куйбышева», где порой скапливаются и не могут разъехаться более десятка транспортных средств – маршруток и троллейбусов.

Схожая проблема и у нашего фотокора Светланы Борисовской, которая добирается на работу от Бородинского рынка. Каждое утро на этой остановке в ряд выстраиваются до десятка маршруток, создавая постоянную без умолку сигналящую шумную пробку. Ситуацию усложняет еще и длинный забор, ограждающий тротуар от проезжей части.

– Чтобы попасть в свою маршрутку, которая может находиться в «хвосте» пробки, приходится сначала обойти ограду, а затем пройти вдоль очень узкого коридора между забором и маршрутками. Пока обойдешь забор и протолкнешься через поток выходящих из автобусов, твоя маршрутка может уже выехать пробки и уехать, – рассказывает Светлана.

А вот корректор «Газеты» Антон Госьцик жалуется на недостаток нормальных автобусов на своем маршруте (Антон каждый день ездит на работу в центр из микрорайона Богдановка).

– Мой рост – метр девяносто, и в большинстве маршруток мне приходится ехать согнувшись. А от дома до работы путь неблизкий, – говорит Антон. – Только у семи автобусов на моем маршруте потолки достаточно высоки, чтобы мне можно было нормально стоять.

...А теперь представьте, что с такими проблемами ежедневно как минимум по два раза сталкиваются не менее двухсот тысяч симферопольцев, утром спешащих на работу, в вуз или школу, а вечером возвращающихся домой и также простаивающих в заторах. Помножив это на не всегда качественное состояние самих автобусов, систематические нарушения фиксированных маршрутов и физическую усталость самих водителей, уже не удивляешься происходящим на наших дорогах авариям. По статистике, треть аварий с участием пассажирского транспорта происходит именно по вине водителей маршруток.

А выход есть?

– Проблем, связанных с движением пассажирского транспорта, в нашем городе очень много. И часто это происходит из-за невыполнения перевозчиками своих обязательств, зафиксированных в договорах и регламентированных постановлениями Кабмина, – поясняет начальник управления транспорта и связи Симферопольского горсовета Андрей Каракулькин. – Например, в ходе последней проверки выяснилось, что большая половина перевозчиков осуществляют подмену транспорта, выпуская на маршруты автобусы, состояние которых не соответствует документам, поданным для участия в конкурсе. На устранение нарушений перевозчикам было дано 15 дней. Многие из них действительно исправили ситуацию, но некоторые даже не обратили внимания на наши замечания. Было решено дать им еще 10 дней. Если по истечении этого срока ничего не изменится, будет рассматриваться возможность разрыва договора с этими предприятиями.

В частности, по словам Андрея Владимировича, под угрозой разрыва договора с городскими властями оказались 13 фирм-перевозчиков, а это около 300 автобусов. Согласно условиям договора, они должны были провести замену своих автопарков еще в прошлом году. Но по улицам города до сих пор ездят полуразбитые, аварийно опасные маршрутки, констатирует Андрей Каракулькин, не устраняют даже и мелкие, незначительные нарушения, которые обнаруживаются при проверках.

Но ужасное техническое состояние транспорта – не единственная проблема. Не в пользу городских властей пока что складывается борьба и с нелегальными перевозками. Ни для кого не секрет, что водители маршруток работают по планам, установленным им руководителями. Наиболее доходное место – центр города утром и вечером, в часы пик. Потому и стекаются туда все частные автобусы, отклоняясь от своих «неприбыльных» маршрутов, образуя вкупе с легковым транспортом огромные пробки и провоцируя аварии, притом что уже после десяти часов вечера из некоторых районов Симферополя уехать на маршрутке просто нереально.

Навести порядок в транспортной сфере и разгрузить центральную часть крымской столицы, убежден Андрей Каракулькин, позволит введение Единого диспетчерского центра, который будет контролировать движение всего пассажирского автомобильного транспорта в Крыму.

Решение о создании ЕДЦ планируется принять на ближайшей сессии Верховного Совета АРК. Тем не менее, похоже, не всем крымским парламентариям нравится такая инициатива. Взять, например, депутата Александра Мельника, имеющего свои бизнес-интересы в транспортной сфере, ведь в этом случае речь идет о компаниях, занимающихся нерегулярными перевозками, и они в систематизации не заинтересованы. Однако из авторов предложения – председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по бюджетной, экономической и инвестиционной политике Виталий Нахлупин – убежден, что инициатива по созданию диспетчерского центра найдет понимание большинства парламентариев.

(Более подробно о создании Единого диспетчерского центра в Крыму читайте в наших следующих выпусках)


Цифры

Двое погибли по вине маршрутчиков

По информации крымской Госавтоинспекции, с начала 2012 года в автономии произошло 64 ДТП с участием пассажирских автобусов, в которых 26 человек погибли и 133 получили травмы разной степени тяжести. Треть этих аварий произошла по вине водителей пассажирского транспорта, из-за оплошности которых 2 человека погибли и 58 пострадали.

За аналогичный период минувшего года на крымских дорогах произошло 62 аварии с участием пассажирского транспорта, в которых 150 человек получили травмы разной степени тяжести и 13 – погибли. Из этих аварий 28 были совершены по вине водителей общественного транспорта.

На фото: 13 декабря, два часа дня. Остановка «Центральный рынок» – место постоянных пробок в Симферополе. Из-за мусорных баков, вытолканных на проезжую часть вернувшимися после рейда «стихийщиками», людям приходится выходить на проезжую часть, чтобы сесть в свой троллейбус.


Игорь Степанов
Фото Светланы Борисовской