Иммунитет чаще нужно не подгонять, а притормаживать

Профессор крымского медуниверситета объяснил «Газете», почему не стоит самостоятельно назначать себе иммуностимуляторы и подстегивать иммунную систему

 Из-за недавнего похолодания многие уже зашмыгали носом. И вспомнили, что есть такой «зверь» – иммунитет. И этот самый иммунитет, чтобы не болеть, нужно как-то укреплять. Реклама учит нас, что самый простой путь – принимать препараты-иммуностимуляторы, благо их сейчас в аптеке великое множество. О том, насколько оправдан такой метод борьбы с простудой, мы спросили у профессора крымского медуниверситета, заведующего кафедрой внутренних болезней №2 с курсом клинической иммунологии и аллергологии Владимира БЕЛОГЛАЗОВА.

 – Владимир Алексеевич, стоит ли в преддверии сезона простуд укреплять иммунитет с помощью каких-либо иммуностимуляторов?

– Что нужно делать, если автомобиль движется не в ту сторону? Чаще всего – нажимать на тормоз, чтобы не разбиться, но никак не на газ. То же самое и в отношении иммунитета. Если со здоровьем существуют какие-то проблемы, то стимуляция иммунитета зачастую может только усугубить ситуацию. Частые простуды, которые в обиходе связывают со сниженным иммунитетом, могут быть синдромом каких-то серьезных заболеваний онкологической или аутоиммунной природы. И в этом случае применять бесконтрольно препараты, которые стимулируют иммунитет, – это, по сути, стимулировать те заболевания, которые могут человека привести к смерти. В моей практике много таких примеров. Скажем, у одной из пациенток был рецидивирующий герпес. Для избавления от него она стимулировала иммунитет. А потом оказалось, что герпес был проявлением опухоли мозга. Решение, как лечиться, когда стимулировать иммунитет, а когда нет, может принимать только врач на основе серьезного исследования. Кроме того, есть еще такой момент: многие препараты, в том числе и иммуностимуляторы, которые сегодня продаются у нас в аптеках, имеют очень низкий уровень доказательности. Иными словами, они недостаточно исследованы. И соответственно, точно не известно, каким будет эффект от их применения, тем более если говорить об эффекте не сиюминутном, а долговременном.

– А как  отличить, какое лекарство надежное, а какое не очень?

– А это не является задачей пациента – самому себе назначать лекарства и разбираться во всех этих фармацевтических нюансах, это задача его врача. Когда я принимаю больных, 40% из них уходят от меня без единого назначения лекарств, только с общими рекомендациями. Не знаю, может, они на меня обижаются, но я считаю, что их лечить – только портить. Если говорить о том же иммунитете, то по-хорошему его стимуляция складывается из очень банальных вещей. Здоровое питание, отказ от вредных привычек, физическая активность, нормальный по продолжительности сон. Все это уже само по себе положительно воздействует на иммунную систему, без медикаментов приводит к ее нормализации. Лекарственная аллергия, смертность от лекарственных препаратов – это сейчас очень серьезная проблема. Мы видим, что очень много смертей спровоцировано бесконтрольным применением лекарственных препаратов, причем самых простых. Мне известен случай, когда даже такие распространенные в обиходе, как нестероидные противовоспалительные лекарственные препараты, приводили к смерти больных бронхиальной  астмой.

– Возвращаясь к иммунитету, скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то анализы, которые могут четко определить состояние иммунитета: ослаблен он или нет?

– Иммунодефицит – это клинико-лабораторный синдром. Он доказуем с помощью анализов. Причем, чтобы начать принимать какие-то меры, как-то воздействовать на иммунитет, нужно сначала убедиться в том, что этот иммунодефицит не транзиторный, то есть не временный, а стойкий. Потому что транзиторный иммунодефицит может быть у каждого из нас. Допустим, человек обгорел на солнце. Организм настолько мудро устроен, что в этом случае иммунная система на какое-то время сама подавляет временно функции определенных своих  звеньев, чтобы не было аутоиммунного конфликта. Потому что если иммунная система воспримет эту обгоревшую кожу как нечто чужеродное, то начнется процесс ее отторжения, от которого человек погибнет. Чтобы этого не случилось, иммунитет на какое-то время «включает красный свет» для одних участников этого процесса и «зеленый» для других. Так что временные снижение и повышение иммунитета – это нормальные адекватные реакции иммунной системы. Как пульс: снижается в покое, повышается при нагрузке. Поэтому временные отклонения в иммунных параметрах, в иммунограмме, даже серьезные, –  еще не повод к иммуностимуляции и иммуномодуляции. Другое дело, когда возникают ситуации, при которых иммунная система вообще не реагирует на ту или иную проблему в организме.

– А как часто это бывает? Действительно ли иммунитет сейчас понижен и ослаблен чуть ли не у каждого второго?

– Громко заявлять: «У меня иммунная система не работает, поэтому чувствую себя плохо» – это неправильно. Первичный иммунодефицит вообще встречается очень редко. Самый распространенный из них – селективный дефицит иммуноглобулина  А – встречается в пропорции 1 случай на 5 тысяч населения. Остальные виды первичных иммунодефицитов еще более редки – один на 10 тысяч, на 100 тысяч. Вторичные иммунодефициты встречаются чаще. Но они связаны с теми заболеваниями, которые есть у человека. Из самого определения понятно: чтобы избавиться от них, нужно не иммунитет стимулировать, а искать первопричину его ослабления. Воздействуя на нее, мы будем достигать какого-то более или менее стойкого эффекта. В противном случае – это как красить по ржавчине. Вообще же, в нашей практике мы чаще сталкиваемся с ситуациями, при которых иммунную систему нужно не стимулировать и подгонять, а наоборот, сдерживать. Я по роду работы занимаюсь пульмонологическими и аллергическими заболеваниями. Проблема хронических обструктивных заболеваний легких – это теперь проблема не только курильщиков. Жители мегаполисов вынуждены дышать загрязненным воздухом. В Америке, в Денвере, я видел такую картину: стоят молодые люди, разговаривают, в руках вместо мобильных телефонов – баллончики с кислородом, которым они дышат.  По прогнозам экспертов ВОЗ, хронические обструктивные заболевания вскоре выйдут на третье место среди причин смертности (на первом – сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкологические). Дело в том, что когда человек постоянно вдыхает загрязненный воздух, его иммунная система пытается бороться с этими загрязнениями. И те обструктивные заболевания легких, о которых я упомянул, это не что иное, как неадекватный, то есть повышенный, ответ иммунной системы. Представьте, что будет, если в такой ситуации иммунную систему еще и дополнительно стимулировать. Да, собственно, в любой ситуации, нужно очень осторожно поступать с иммунной системой – в этом плане мы должны быть шахматистами, а не игроками в домино.

– Прочла в одной статье о том, что аллергики редко болеют онкозаболеваниями: мол, у них иммунитет активно реагирует на все подряд (и на то, что надо, и на то, что не надо), и у рака мало шансов. Это правда? 

– Аллергия связана с повышенным ответом иммунной системы на те или иные факторы внешней среды, которые мы в данном случае называем аллергенами. Но трудно говорить о том, что это сильный иммунитет, ведь часто аллергические заболевания обостряются под воздействием инфекционных, вирусных факторов. И потом. Аллергические заболевания в мире растут в геометрической прогрессии, аллергия сейчас пришла в каждую семью. Если бы была такая закономерность, то онкозаболеваний становилось бы все меньше и меньше. Но этого отнюдь не происходит, скорее, наоборот: онкопроцессы – вторая после сердечно-сосудистых заболеваний причина смертности населения.

– У Крыма, крымчан, есть какие-либо особенности, связанные с иммунитетом, аллергией?

– У нас есть аллергия на кипарис, но нет при этом аллергии на березу. Что касается иммунитета, то масштабных исследований такого рода не проводилось. Возможно, море и солнце могут представлять дополнительную опасность. В конце 1990-х годов наши экологи пришли к выводу, что Черное море по уровню ДДТ – самое загрязненное в Мировом океане. Солнце тоже может быть фактором риска: после гиперинсоляции, то есть повышенных доз солнечного облучения, иногда стартуют аутоиммунные заболевания, например, красная волчанка. Так что должно быть аккуратное, дозированное пользование всеми этими природными факторами.

 Беседовала Татьяна Шевченко 

Фото автора