«…И воды седого Днепра устремились в Крым»

Полвека назад на полуострове начал работать Северо-Крымский канал 

Ровно 50 лет назад, 17 октября 1963 года, в 13.45, на Перекопском перешейке прогремел взрыв – и в Крым пришла днепровская вода. Строительство Северо-Крымского канала на этом, конечно, не закончилось, наоборот – его первая, главная очередь была завершена в декабре 1975-го, а за ней последовала и вторая, и третья. Но именно этот мирный штурм Перекопа стал особой вехой крымской истории.

Справедливости ради надо сказать, что взрывы гремели на Перекопе уже с самого начала строительства Северо-Крымского канала – саперы шли впереди техники и рабочих и уничтожали мины, снаряды и бомбы времен Великой Отечественной войны, и даже Первой мировой (был случай, когда бульдозерист наткнулся на английский снаряд 1916 года). Но это было в 1960-х, а вообще отправной точкой строительства Северо-Крымского канала считается 1950 год – 21 сентября было опубликовано постановление Совета министров СССР о строительстве Каховской ГЭС на Днепре, Южно-Украинского, Северо-Крымского каналов, об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма. Уже через неделю по этому поводу в Джанкое собрали большой народный митинг. Участвовавший в нем писатель Павленко тогда сказал: «Нам, сегодняшним жителям Крыма, доверена честь быть первыми строителями и осваивателями области, заново создаваемой, как в сказке. Товарищи дорогие, сделаем же Крым еще более красивым местом на Земле». И стали делать. 

К строительству первой очереди Северо-Крымского канала приступили в 1961-м, а «Годовщину первого ковша» (были раньше и такие праздники) отметили в июне 1962-го – к этому времени строители прошли первые 16 км канала из 400 запланированных. Стройка приобрела всесоюзный масштаб – в Крым по комсомольским путевкам ехала молодежь чуть ли не со всего Советского Союза. Поначалу жили в вагончиках и палатках, затем для них стали возводить дома. Эти дома (в основном, небольшие – два этажа, три подъезда) стоят в разных городах Крыма до сих пор и до сих пор старожилы называют их канальскими. О размахе стройки свидетельствует и такая деталь: у каналостроителей была собственная редакция-многотиражка. Называлась она просто и незамысловато – «Строитель канала». Первый ее номер вышел в 1960-м, последний, 3144-й по счету, в 1994-м (правда, к тому времени редакцию переименовали в «Мелиоратор Крыма»). 

17 октября 1963 года «Строитель канала» написал: «Мощный взрыв у Перекопского вала поднял в воздух последнюю преграду – земляную перемычку, и воды седого Днепра устремились в Крым. Сбылась вековая мечта человека – напоить засушливую землю солнечного полуострова днепровской водой. По случаю ее торжественного пуска у ворот Крыма состоялся многотысячный митинг тружеников Крымской и Херсонской областей, на котором присутствовал Н. С. Хрущев».

на фото: Знаменитый взрыв на Перекопском перешейке. 17 октября 1963 г.
Источник фото: Из архива музея мелиорации Салгирского межрайонного управления водного хозяйства.

«Я там был как раз в день пуска воды»

– Я сам из Днепропетровской области, закончил Киевский гидромелиоративный институт, а в Крым, в Симферополь, попал по направлению в 1957 году, – рассказал «Газете» Николай Андреевич Карнаух, очевидец тех событий полувековой давности. – Сам канал я не строил, но я строил все, что от него зависело, то есть системы орошения – от Симферополя и до Октябрьского. В 1963 году, когда в Крым пускали воду в первый раз, мы в том районе всем строительным участком работали (я тогда начальником участка был), рисовые чеки там строили. Так что я там был как раз в день пуска воды. Ой, это было мероприятие незабываемое, несколько тысяч человек собралось – и те, кто живет в том районе, и те, кто строил. Там же десятки, а то и сотни тысяч участвовали в строительстве, это же была стройка века, самая большая в СССР – мечта-то вековая, воду пустить. Вы бы видели, какое там было техническое сражение на канале! Большие мощнейшие танки представляете? Так вот, такие же были огромные бульдозеры: он, когда едет, работает – гора земли движется. И таких бульдозеров одновременно по 30 штук на строительстве канала на Перекопе работало, а еще экскаваторы, другая техника. Со стороны посмотришь – ну прямо Курская битва! 

Ко дню пуска воды для высоких гостей трибуну, конечно, построили. Правда, задержался наш лидер, Хрущев, пришлось его со свитой ждать (ну, были у него недостатки: он по пути где-то остановился выпить, и на трибуне потом говорил слова немного в пьяном виде). Сам взрыв был примерно в ста метрах от площадки, где проводилось торжество. Когда взорвали – и «ура!» все кричали, и купаться кинулись – вода пошла потоком метров 5-10 шириной. А Хрущев, помню, так восторженно крикнул: «Вот, вас бы всех этой грязью помазать!» 

Даже не верится, что с тех пор аж 50 лет прошло… А вы знаете, что интересно – тогда погода в Крыму была примерно такая же, как в этом году: начало осени холодным очень было. Нас привезли работать, поселили в военную казарму, так мы сначала там чуть не померзли. А потом вернулось тепло – и в этот день, 17 октября 1963-го, стояла хорошая погода, прямо жарко было. Интересно, как в этом году будет?

Кадры для Северо-Крымского канала ковались в Симферополе

– Все начиналось отсюда, со строительства Симферопольского моря, – рассказал «Газете» Владимир Панютин, начальник Салгирского межрайонного управления водного хозяйства. – Дело в том, что строительство Симферопольского водохранилища было задумано еще в 1945 году. В материалах ХХ съезда КПСС было сказано: «Ввести в строй Симферопольское водохранилище и начать строительство Северо-Крымского канала». Это было в феврале 1956 года. А 23 марта 1956 года создали Салгирское управление оросительных систем. И кадры для Северо-Крымского канала ковались здесь. Если посмотреть по плеяде руководителей (я шестой руководитель, до меня было пять), то первый, Алексей Никанорович Ляпин, впоследствии стал директором института «Крымгипроводхоз» (в те годы – Крымская комплексная экспедиция «Укргипроводхоз»), занимался проектированием Северо-Крымского канала. Второй начальник Салгирского управления, Александр Федорович Шавин, патриарх мелиорации – под его руководством шло проектирование, строительство, эксплуатация и первой, и второй, и третьей очереди Северо-Крымского канала. Третий руководитель, Николай Александрович Бохан, впоследствии 12 лет возглавлял управление Северо-Крымского канала в Каховке. То есть кузница кадров была здесь, на нашем предприятии. И мы этим по праву гордимся.

Урожаи увеличились пятикратно

Первая очередь Северо-Крымского канала, его магистральная трасса, протянулась на 402,6 км – от Каховки до Керчи. В эксплуатацию были введены семь оросительных систем, они охватили площадь 185 тыс. га, что более чем в три раза превысило площадь орошения местными источниками. 

После введения в строй второй и третьей очереди канала, к началу 1990-х годов, орошаемая площадь Крыма в целом достигла 401,9 тыс. га. При этом из системы Северо-Крымского канала поливалось 367 тыс. га – 89% от всей поливной площади (оставшиеся 11% поливались из местных источников – рек, родников, прудов, подземных вод). Урожай сельхозкультур по сравнению с 1963 годом вырос почти в пять раз.