Вы еще не в ТС? Тогда добро пожаловать в очередь

В полуторакилометровую очередь. Россияне снова не пропускают украинские грузы: вчера перевозчиков из стран, не вступивших в Таможенный союз, обязали предоставлять новые гарантии. Готовы оказались не все

Дорожные книжки, по которым наши фуры пересекали границу России, уже не действуют. Россияне теперь хотят других гарантий обеспечения транзита: поручительство, денежный залог, банковскую гарантию. Правила изменились внезапно, еще в конце октября встали десятки фур на границе в Луганской и Донецкой областях. Но вчерашний день показал, что времени на подготовку было мало – полуторакилометровая очередь выросла и в Сумской области. Одни перевозчики не знали о новшествах, другие их проигнорировали. В Крыму пока все спокойно – и на границе в Керчи, и у местных экспортеров. Хотя «не для записи» экспортеры при-знаются: задолбали эти таможенные войнушки. «Первый бой» был в августе этого года, тогда россиянам не понравилось качество украинских товаров и к ним применили более тщательный досмотр, а спустя пару недель все наладилось. На этот раз наши северо-восточные соседи отменили действие книжек международных дорожных перевозок с отрывными талонами, которые ранее гарантировали уплату таможенных платежей, позволяли перевозить грузы в запломбированных контейнерах и упрощали пограничные процедуры. Теперь российским таможенникам нужны другие гарантии обеспечения транзита: документы о предварительном декларировании, банковские гарантии, залог имущества. Что это все такое? Судя по заявлениям нашего Министерства доходов и сборов, требования даже чиновникам (не то что дальнобойщикам) не особо понятны, ведомство обратилось в Федеральную таможенную службу Российской Федерации за разъяснениями. Просят также пояснить, являются ли действия российских таможенников «исключительной мерой по отношению к украинским перевозчикам и насколько они соответствуют обязательствам в рамках таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, членами которой являются оба государства». Ведь со стороны это выглядит именно как мера к украинским перевозчикам: не выстраиваетесь в очередь к нам в Таможенный союз, значит, добро пожаловать в оче-редь на нашей границе, будем проверять вас, как хотим и сколько хотим. 

Россияне отвечают в духе «ничего личного». Советник российского президента Сергей Глазьев поясняет: Украина в рамках соглашения с Евросоюзом обязуется пропускать европейские товары почти без досмотра, то есть без уплаты пошлины и ветеринарно-санитарных проверок. Как следствие – «на украинском рынке появится огромное количество европейских, турецких и прочих товаров, которые потом будут перетекать к нам. Поэтому мы в первую очередь опасаемся реимпорта (ничего, что мы еще даже не ассоциированный член ЕС? – Авт.)». Федеральная таможенная служба сообщает, что еще с 14 сентября этого года планировалось ввести новую систему обеспечения соблюдения таможенного транзита по всей стране, но ограничились территориями Сибирского и Дальневосточного, Северо-кавказского, Приволжского, Уральского, Южного таможенных управлений, а также на Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях, а о новых правилах всем сообщили заранее. 

Почему же тогда в конце октября, когда начали действовать новые правила, в пункте пропуска «Новоазовск» и в «Успенке» (Донецкая область) образовалась очередь из 70 фур и еще столько же застряли в Луганской области в «Должанском»? Вчера, по сообщению пресс-секретаря Сумского пограничного отряда Романа Ткача, полуторакилометровая очередь появилась и на пункте пропуска «Бачевск». Украинские пограничники говорят, на этот раз перевозчики знали об изменениях, но некоторые не сочли нужным к ним подготовиться.

В Керчи, по данным Госпогранслужбы, очередей на пункте пропуска нет. Товары крымских производителей границу с Россией пересекают пока тоже беспрепятственно. Светлана Любченко, пресс-секретарь группы компаний Inkerman International (их фуры стояли на границе в августе этого года), сообщила «Газете», что их экспорт проходит российский таможенный контроль:

– В ноябре машины на Россию еще не пошли, но до этого проблем не было, и новый груз пойдет в соответствии с новыми таможенными правилами, – говорит Светлана.

То есть, кто хотел – уже смог подготовиться, кто понадеялся на «авось», стоит в очереди на оформление. Россияне, чтобы поскорее «разбросать» очередь, увеличили количество агентов, которые оформляют документы перевозчиков на транзит. Представители уполномоченных компаний выехали в Украину, чтобы заключать договоры о передаче своих полномочий украинским фирмам – тогда документы можно будет оформить еще до въезда в Россию. Или, как вариант, предлагают растаможить товары сразу на границе. 

Ситуация очень похожа на августовскую, и, похоже, тем же и закончится: Украине в очередной раз показали, как ей будет вне Таможенного союза, украинские экспортеры немного «побуксовали» и адаптировались к новым условиям. Параллельно прорабатывая контакты на европейском рынке.