Европейские журналисты встали на защиту особняка Арендта

Чтобы привлечь внимание общественности к судьбе исторического симферопольского здания, которому грозит снос, англичанин Ян Смит снимет о нем фильм для Би-Би-Си

Когда-то в особняке Арендта, построенном в 40-х годах XIX века, кипела жизнь, а сегодня здание на симферопольской ул. Карла Маркса, 25, больше напоминает руины после бомбежки: четыре стены без окон дверей и крыши, внутри уже пустили корни деревья. В планах сегодняшних владельцев дома, а точнее того, что от него осталось – фонда «Крым» – построить на его месте девятиэтажный офисный центр, несколько этажей которого будет занимать Крымскотатарский музей искусств (ему и был изначально передан в конце 90-х дом). Всеобщее внимание к этому факту пытается привлечь британский журналист Ян Смит, который знаком с семьей потомков известного врача и планериста Николая Арендта.

– Я был в Крыму летом 2009, 2010, 2012 годов, – рассказал «Газете» Ян Смит. – Я был шокирован, что такой важный в историческом смысле дом не сохраняется, и хотел рассказать о причинах, которые стоят за этим.

Проблемой заинтересовались еще два журналиста – Рут МакМиллан и Клементин Сесил. Сейчас Ян ведет переговоры с телеканалом Би-Би-Си о съемках документального фильма о семье Арендт и конкретно о симферопольском особняке этой семьи. Подробности пока не разглашаются.

Род, которому принадлежал особняк, немало сделал для Крыма и известен в Европе, где сейчас живут его потомки. Основатель крымской ветви рода Арендтов – Андрей Федорович Арендт, известный в середине XIX века в Таврической губернии врач и действительный статский советник. Его брат Николай тоже был врачом-практиком: именно он, лейб-медик Николая I, облегчал страдания Пушкина после дуэли с Дантесом. Сын Андрея Федоровича – Николай, пошел по стопам отца, стал врачом, бесплатно лечил малоимущих, с женой организовал детский сад и школу, где она бесплатно учила детей. Помимо прочего, увлекался планеризмом – его, изобретателя безмоторного летательного аппарата, можно назвать первопроходцем отечественного воздухоплавания. И это только малая доля большой истории семьи Арендтов.

Сегодня общественники, пытающиеся спасти дом от уничтожения, получают от чиновников отписки: мол, дом не числится в реестре памятников, необходимо отдельное исследование. Но судя по всему, все силы брошены на то, чтобы доказать: это... не дом Арендта.

– Дело в том, что дом на Долгоруковской, 14, где жил Николай Андреевич, является памятником истории, а большой дом на Карла Маркса, 25, памятником не считают, потому что некий сотрудник в начале 2000-х сделал историческую справку, что это дом купчихи Ребец, хотя на самом деле им владела дочь Андрея Федоровича Арендта, – рассказала «Газете» Лидия Михайлова, заместитель председателя «Русского женского клуба», который активно выступает в защиту дома. – Мы эти исследования ждали-ждали вместе с потомками Арендтов, но не дождались, поэтому самостоятельно ведем сейчас работу в архивах и нашли доказательства, свидетельствующие, что участок был передан Арендту от прежнего владельца под обязательство постройки дома за два года, и если бы Арендт дом не построил за этот срок, то у него бы землю отобрали, как это было с прежним владельцем. Московские архитекторы-реставраторы говорят: дом еще можно спасти. Его состояние более-менее нормальное, сейчас главное – укрыть его временной крышей, чтобы дальше не разрушался.


– Мы, прямые потомки Николая Андреевича Арендта, хотим в который раз подчеркнуть, что мы не имеем интереса к этому дому как наследники, – написала на Facebook Наташа Арендт, праправнучка Николая Андреевича, живущая в Москве. – И не имеем никаких национальных и конфессиональных интересов в этом вопросе. Мы просто делаем все, что можем, чтобы оставить памятник истории и архитектуры Симферополю!

На фото: Симферополь, ул. Карла Маркса, 25. Сегодня особняк Арендтов представляет собой руины, которые еще можно спасти. 

Фото: Facebook.com Крымский архитектурный портал