«Тише едешь - меньше должен!»

Учит своих подопечных - начинающих водителей - автоинструктор Андрей Пузанов

Инструктор с 15-летним стажем рассказал «Газете», когда именно нужно переходить на зимнюю ре­зину, какие знаки не стоит клеить на стекла своего авто, чем водите­ли отличаются от «наездников» и о многом другом.

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД С МЕТАЛЛОМ В ГОЛОСЕ

- Доходчивое объяснение и умение найти подход к каждому ученику - это, безусловно, главные качества инструкто­ра. К примеру, за всю практику от меня ушло два человека. Одной девушке про­сто физически тяжело было водить учеб­ную «Волгу», и я порекомендовал ей пере­сесть на «Фиат» с гидроусилителем руля. А другая барышня решила, что учебное вождение - вполне естественное продол­жение вечера в ночном клубе, и пришла на занятие с запахом не только апельси­нового сока. Но дисциплина - обязатель­ное условие, и без четкого следования указаниям никакого обучения не полу­чится. Однако при этом не должно быть никаких криков, только металл в голосе. Также никакого курения в салоне.

УЧЕНИКИ «С НУЛЯ» - САМЫЕ ИДЕАЛЬНЫЕ

-    Моя методика - голосовое управление автомобилем. То есть когда ученик впервые садит­ся за руль, я говорю: «Ни о чем не думаем, делаем то, что слышим от меня». Стараюсь с первых занятий вы­работать мышечную память, работаю­щую независимо от головного мозга, на рефлексах. Действия доводятся до ав­томатизма, а когда он появился - тогда уже начинают развиваться кругозор и оценка дорожной обстановки. Поэто­му легче, конечно, научить с нуля, чем переучивать.

«ВОДИТЕЛЬНИЦА»- ЭТО ЖЕНА ВОДИТЕЛЯ

-   Часто говорят: «Девушка за рулем - это опасно», - я с этим не согласен. За пятнадцать лет инструкторской практики могу сказать: девушки учатся более хватко, и прогресс в обучении у них идет, как правило, по нарастаю­щей. Не знаю, может, из-за того, что их называют слабым полом, у них под­ход более серьезный. Так что я не лю­блю, когда пренебрежительно говорят «водительница». Во-первых, такого слова нет, а во-вторых, в моем пони­мании это звучит как «жена водителя».

«У» - В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, «РЕБЕНОК В АВТО» - ЖЕЛАТЕЛЬНО

-    Вообще, буква «У» - это обозна­чение, прежде всего, учебных автомо­билей. И в России, к примеру, клеить этот знак всем подряд запрещено. Для таких случаев есть знак «70» - ограни­чение максимальной скорости, кото­рый используют водители со стажем до двух лет. Он, к слову, не так раздра­жает. Правда, и «ушка» раздражает в

основном водителей «Жигулей», «Мо­сквичей» и «Таврий» - именно они чаще всего сигналят и подрезают. Водители дорогих авто, по моим наблюдениям, на этот знак реагируют гораздо реже. Так что если его клеить, то в случае со­всем уж большой неуверенности в сво­их силах, и достаточно одного знака сзади. А вот всякие «дамы за рулем» и прочие туфельки - точно ни к чему. Единственное исключение - знак «ре­бенок в автомобиле». Этот знак считаю действительно полезной информацией для других водителей. Чтобы соблюда­ли интервал, не сигналили и еще как- нибудь не подначивали.

«АВТОМАТ» - ХОРОШО, НО ЕСЛИ С «МЕХАНИКОЙ»-ЛУЧШЕ

-   Я всем рекомендую: давайте про­бовать на «механике» (механическая коробка переключения передач. — Ред.) - пусть даже небольшое количе­ство упражнений. С нее очень эффек­тивно пересесть на свой же «автомат» (автоматическая коробка. — Ред.). Это как, грубо говоря, после велосипеда осваивать самокат. К тому же бывают ситуации, когда приходится проехать на «механике», а у вас - как в шутке: «Что делать: тут три педали, а ноги всего две». Недавно звонила девушка: «Андрей Геннадьевич, мне дали слу­жебную машину с «механикой», и нуж­но на ней через неделю ехать в Киев». Пришлось ей быстренько «оживлять» левую ногу. Кстати, во многих стра­нах, если ты отучился на «автомате», в правах будет соответствующая отмет­ка, и на «механику» путь закрывается.

ТРИ РАЗА В НЕДЕЛЮ - ТО, ЧТО ИНСТРУКТОР ПРОПИСАЛ

-     Количество занятий - это все, разумеется, индивидуально. А вот ча­стота - минимум два-три раза в не­делю. Один раз - точно не вариант. Но рано или поздно наступает момент (не у всех, конечно), когда человек уже вполне может ездить самосто­ятельно, но никак на это не решает­

ся. Приходится хитрить: ученик уже выгнал авто, ждет инструктора, а тот говорит, что не может приехать. И он уже принимает самостоятельные ре­шения, что же делать: загнать машину сразу или где-то проехаться и потом загнать. Я советую прокатиться. Глав­ное - сделать этот шаг, а после него все остальное очень быстро проходит.

САМОЙ ПОЖИЛОЙ УЧЕНИЦЕ-71 ГОД

-   Молодые люди от 18 до 25, конеч­но, быстрее схватывают. Они просто еще не осознают серьезности того, что может произойти за рулем. А вот лю­ди постарше уже обдумывают все свои действия, у них обучение, как правило, длится дольше. Этот анализ отвлека­ет от самого вождения, от следования указаниям инструктора. Поэтому моло­дежь, как правило, водит агрессивнее и авантюрнее, в отличие от людей более зрелых. А научиться можно и в самом почтенном возрасте. Моей самой пожи­лой ученице был 71 год. Мы с ней би­лись три месяца - все лето каждую не­делю с понедельника по субботу вклю­чительно. И уже пять лет как она водит.

ВОДИТЕЛИ И «НАЕЗДНИКИ»

-  Автомобилисты делятся на две ка­тегории - «наездники» и водители. Их легко определить, например, в марш­рутках: у «наездников» все происхо­дит с рывками, толчками и опасными маневрами, водитель все делает во­время и плавно. Наездники опасны тем, что, нарушая правила, часто не осознают этого. А водитель знает каждое свое нарушение. Наша зада­ча, чтобы ученик стал именно водите­лем. Я в таких случаях говорю: ездить нужно на поездах, автобусах и такси, а у нас - вождение и управление.

НЕ БЫВАЕТ ОБУВИ ДЛЯ МИНУС ДЕСЯТИ И ПЛЮС ТРИДЦАТИ!

- Переходить с летней резины на зимнюю рекомендую однозначно. Как только температура не менее трех дней не поднимается выше плюс семи - так можно и «переоб­уваться». При низких температурах и без того жесткая летняя резина становится вовсе «пластмассовой». И вот эта пластмасса попала, к примеру, на обледенелый участок дороги с крутым поворотом... Ши­пованная резина оправдывает се­бя только на зимнем бездорожье и там, где дороги не убирают. Так они равномернее изнашиваются (веду­щие «улетают» быстрее) и прослу­жат дольше. По поводу всесезонной резины... Всех, кто предлагает ее ставить, я спрашиваю: «Вы встреча­ли обувь, в которой было бы одина­ково комфортно при минус десяти и плюс тридцати?» Вразумительного ответа пока не получил. Все эти пе­реходные варианты, на мой взгляд -   рекламный трюк. К слову, такой совет: при следующем «переобу­вании» меняйте покрышки местами -  если у вас ведущая ось передняя, ставьте на нее покрышки с задней и наоборот. 

5 «не» для начинающего водителя

 Не волноваться и не бояться. За рулем нужно приучить себя раскрепощаться, убирать скованность. Это очень сильно мешает в управлении автомобилем.

Не терять концентрации, быть предельно внимательным. По­давляющее большинство несчастных случаев на дороге - именно из-за невнимательности.

 Не выжимать сцепление раньше тормоза на передаче выше первой. Часто ученикам внушают: «Жми сцепление, чтобы не заглохнуть». А при скорости, допустим, 60 км/ч возникает ситуация, когда ученику нужно за­тормозить. Он, как учили, нажимает сцепление и только потом дорабатывает тормозом. Вот только с выжатым сцеплением тормозной путь увеличивается вдвое. Это самая распространенная ошибка водителей-новичков.

Не делать резких движений рулем в экстренных ситуациях.  Например, внезапно появляется на проезжей части пешеход с правой стороны, все внимание ученика - на пешехода, и руль с перепуга резко поворачивается влево, в другой ряд, где может кто-то ехать. Поэтому, как шли в этом ряду,так и должны в нем остановиться, без резких действий. Но, опять же, не трогая сцепления. Ведь лучше остановиться и заглохнуть, но избежать чего-то более неприятного.

Не сигналить учебным машинам и не подрезать их. Многие водители,  особенно мужчины, быстро забывают свое обучение и им кажется, что они за рулем родились. А когда предлагаешь вспомнить себя учеником - сразу при­тихают. Видимо, есть что вспомнить.

ЦЕНА ВОПРОСА

100-120 грн.

стоит час вождения с инструктором на автомобиле ученика,

120-150 грн.

- на инструкторском.

Сергей Таврин

Фото Светланы Борисовской

на фото: 6 декабря, Симферополь. Андрей Пузанов объясняет ученику предна­значение приборов на приборной панели учебного автомобиля.