Учит своих подопечных - начинающих водителей - автоинструктор Андрей Пузанов
Инструктор с 15-летним стажем рассказал «Газете», когда именно нужно переходить на зимнюю резину, какие знаки не стоит клеить на стекла своего авто, чем водители отличаются от «наездников» и о многом другом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД С МЕТАЛЛОМ В ГОЛОСЕ
- Доходчивое объяснение и умение найти подход к каждому ученику - это, безусловно, главные качества инструктора. К примеру, за всю практику от меня ушло два человека. Одной девушке просто физически тяжело было водить учебную «Волгу», и я порекомендовал ей пересесть на «Фиат» с гидроусилителем руля. А другая барышня решила, что учебное вождение - вполне естественное продолжение вечера в ночном клубе, и пришла на занятие с запахом не только апельсинового сока. Но дисциплина - обязательное условие, и без четкого следования указаниям никакого обучения не получится. Однако при этом не должно быть никаких криков, только металл в голосе. Также никакого курения в салоне.
УЧЕНИКИ «С НУЛЯ» - САМЫЕ ИДЕАЛЬНЫЕ
- Моя методика - голосовое управление автомобилем. То есть когда ученик впервые садится за руль, я говорю: «Ни о чем не думаем, делаем то, что слышим от меня». Стараюсь с первых занятий выработать мышечную память, работающую независимо от головного мозга, на рефлексах. Действия доводятся до автоматизма, а когда он появился - тогда уже начинают развиваться кругозор и оценка дорожной обстановки. Поэтому легче, конечно, научить с нуля, чем переучивать.
«ВОДИТЕЛЬНИЦА»- ЭТО ЖЕНА ВОДИТЕЛЯ
- Часто говорят: «Девушка за рулем - это опасно», - я с этим не согласен. За пятнадцать лет инструкторской практики могу сказать: девушки учатся более хватко, и прогресс в обучении у них идет, как правило, по нарастающей. Не знаю, может, из-за того, что их называют слабым полом, у них подход более серьезный. Так что я не люблю, когда пренебрежительно говорят «водительница». Во-первых, такого слова нет, а во-вторых, в моем понимании это звучит как «жена водителя».
«У» - В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, «РЕБЕНОК В АВТО» - ЖЕЛАТЕЛЬНО
- Вообще, буква «У» - это обозначение, прежде всего, учебных автомобилей. И в России, к примеру, клеить этот знак всем подряд запрещено. Для таких случаев есть знак «70» - ограничение максимальной скорости, который используют водители со стажем до двух лет. Он, к слову, не так раздражает. Правда, и «ушка» раздражает в
основном водителей «Жигулей», «Москвичей» и «Таврий» - именно они чаще всего сигналят и подрезают. Водители дорогих авто, по моим наблюдениям, на этот знак реагируют гораздо реже. Так что если его клеить, то в случае совсем уж большой неуверенности в своих силах, и достаточно одного знака сзади. А вот всякие «дамы за рулем» и прочие туфельки - точно ни к чему. Единственное исключение - знак «ребенок в автомобиле». Этот знак считаю действительно полезной информацией для других водителей. Чтобы соблюдали интервал, не сигналили и еще как- нибудь не подначивали.
«АВТОМАТ» - ХОРОШО, НО ЕСЛИ С «МЕХАНИКОЙ»-ЛУЧШЕ
- Я всем рекомендую: давайте пробовать на «механике» (механическая коробка переключения передач. — Ред.) - пусть даже небольшое количество упражнений. С нее очень эффективно пересесть на свой же «автомат» (автоматическая коробка. — Ред.). Это как, грубо говоря, после велосипеда осваивать самокат. К тому же бывают ситуации, когда приходится проехать на «механике», а у вас - как в шутке: «Что делать: тут три педали, а ноги всего две». Недавно звонила девушка: «Андрей Геннадьевич, мне дали служебную машину с «механикой», и нужно на ней через неделю ехать в Киев». Пришлось ей быстренько «оживлять» левую ногу. Кстати, во многих странах, если ты отучился на «автомате», в правах будет соответствующая отметка, и на «механику» путь закрывается.
ТРИ РАЗА В НЕДЕЛЮ - ТО, ЧТО ИНСТРУКТОР ПРОПИСАЛ
- Количество занятий - это все, разумеется, индивидуально. А вот частота - минимум два-три раза в неделю. Один раз - точно не вариант. Но рано или поздно наступает момент (не у всех, конечно), когда человек уже вполне может ездить самостоятельно, но никак на это не решает
ся. Приходится хитрить: ученик уже выгнал авто, ждет инструктора, а тот говорит, что не может приехать. И он уже принимает самостоятельные решения, что же делать: загнать машину сразу или где-то проехаться и потом загнать. Я советую прокатиться. Главное - сделать этот шаг, а после него все остальное очень быстро проходит.
САМОЙ ПОЖИЛОЙ УЧЕНИЦЕ-71 ГОД
- Молодые люди от 18 до 25, конечно, быстрее схватывают. Они просто еще не осознают серьезности того, что может произойти за рулем. А вот люди постарше уже обдумывают все свои действия, у них обучение, как правило, длится дольше. Этот анализ отвлекает от самого вождения, от следования указаниям инструктора. Поэтому молодежь, как правило, водит агрессивнее и авантюрнее, в отличие от людей более зрелых. А научиться можно и в самом почтенном возрасте. Моей самой пожилой ученице был 71 год. Мы с ней бились три месяца - все лето каждую неделю с понедельника по субботу включительно. И уже пять лет как она водит.
ВОДИТЕЛИ И «НАЕЗДНИКИ»
- Автомобилисты делятся на две категории - «наездники» и водители. Их легко определить, например, в маршрутках: у «наездников» все происходит с рывками, толчками и опасными маневрами, водитель все делает вовремя и плавно. Наездники опасны тем, что, нарушая правила, часто не осознают этого. А водитель знает каждое свое нарушение. Наша задача, чтобы ученик стал именно водителем. Я в таких случаях говорю: ездить нужно на поездах, автобусах и такси, а у нас - вождение и управление.
НЕ БЫВАЕТ ОБУВИ ДЛЯ МИНУС ДЕСЯТИ И ПЛЮС ТРИДЦАТИ!
- Переходить с летней резины на зимнюю рекомендую однозначно. Как только температура не менее трех дней не поднимается выше плюс семи - так можно и «переобуваться». При низких температурах и без того жесткая летняя резина становится вовсе «пластмассовой». И вот эта пластмасса попала, к примеру, на обледенелый участок дороги с крутым поворотом... Шипованная резина оправдывает себя только на зимнем бездорожье и там, где дороги не убирают. Так они равномернее изнашиваются (ведущие «улетают» быстрее) и прослужат дольше. По поводу всесезонной резины... Всех, кто предлагает ее ставить, я спрашиваю: «Вы встречали обувь, в которой было бы одинаково комфортно при минус десяти и плюс тридцати?» Вразумительного ответа пока не получил. Все эти переходные варианты, на мой взгляд - рекламный трюк. К слову, такой совет: при следующем «переобувании» меняйте покрышки местами - если у вас ведущая ось передняя, ставьте на нее покрышки с задней и наоборот.
5 «не» для начинающего водителя
Не волноваться и не бояться. За рулем нужно приучить себя раскрепощаться, убирать скованность. Это очень сильно мешает в управлении автомобилем.
Не терять концентрации, быть предельно внимательным. Подавляющее большинство несчастных случаев на дороге - именно из-за невнимательности.
Не выжимать сцепление раньше тормоза на передаче выше первой. Часто ученикам внушают: «Жми сцепление, чтобы не заглохнуть». А при скорости, допустим, 60 км/ч возникает ситуация, когда ученику нужно затормозить. Он, как учили, нажимает сцепление и только потом дорабатывает тормозом. Вот только с выжатым сцеплением тормозной путь увеличивается вдвое. Это самая распространенная ошибка водителей-новичков.
Не делать резких движений рулем в экстренных ситуациях. Например, внезапно появляется на проезжей части пешеход с правой стороны, все внимание ученика - на пешехода, и руль с перепуга резко поворачивается влево, в другой ряд, где может кто-то ехать. Поэтому, как шли в этом ряду,так и должны в нем остановиться, без резких действий. Но, опять же, не трогая сцепления. Ведь лучше остановиться и заглохнуть, но избежать чего-то более неприятного.
Не сигналить учебным машинам и не подрезать их. Многие водители, особенно мужчины, быстро забывают свое обучение и им кажется, что они за рулем родились. А когда предлагаешь вспомнить себя учеником - сразу притихают. Видимо, есть что вспомнить.
ЦЕНА ВОПРОСА
100-120 грн.
стоит час вождения с инструктором на автомобиле ученика,
120-150 грн.
- на инструкторском.
Сергей Таврин
Фото Светланы Борисовской
на фото: 6 декабря, Симферополь. Андрей Пузанов объясняет ученику предназначение приборов на приборной панели учебного автомобиля.