Ольга Сумская: сниматься в «Роксолане» приехала с кастрюлькой

Десять лет назад завершились съемки знаменитого украинского сериала «Роксолана». Ольга Сумская рассказала «Газете», как варила режиссеру суп и просила султана прикрывать ей «интересные места»

Съемки первого сериала независи­мой Украины начались в 1994 году и закончились в 2003-м: три части, 50 серий. Режиссер Борис Небиеридзе по мотивам повести Осипа Наза- рука снял историю о украинской рабыне, ставшей любимой женой султана. Спустя 10 лет наш сериал, по сравнению с новым турецким, выглядит скромно, но за крымские виды (снимали в Артеке и Бахчи­сарайском дворце), философские диалоги, за героизм актеров, рабо­тавших за гроши, он заслуживает нашего внимания. Тем более, что с «Роксоланы» началась яркая ка­рьера многих наших актеров, в том числе - Ольги Сумской.

СИДЕЛИ НА ХЛЕБЕ И МОЛОКЕ

Воспоминаниями о съемках Ольга делится с удовольствием, хотя при­знается - условия, в которых прихо­дилось работать, даже нормальны­ми не назовешь.

- В Ялте у нас был трехкомнат­ный люкс в отеле «Кинотавр»: там свет пропадал, воды не было. А в Бахчисарае еще труднее: воду да­вали на два часа в 9 утра, а часто в 7 утра уже надо быть на съемках. Представьте, ванны даже не было в этом удивительном месте, толь­ко рукомойник. И мы набирали в банки. Но все равно, как вспомню - ностальгия, - по тому, как меня­ется голос, слышно, что Ольга улы-бается в трубку. Ей было 30, когда играла 16-летнюю украинку Настю Лисовскую. - Мы не получали зар­плату, так что рацион был скудный и многие актеры сидели на молоке и батонах. А меня не испугаешь та­кими условиями, ездила на съемки с маленькой кастрюлькой, с плиточ­кой. Я на ней еще варила овощной супчик Борису Константиновичу, на­шему режиссеру - он страдал от гастрита и был очень благодарен за этот суп. Отношения наши после этого потеплели.

Непростую атмосферу съемок успел прочувствовать за один день и крымский фотограф Виталий Парубов - он сыграл в «Роксолане» пи­рата, собиравшегося напасть на ко­рабль, в котором везли пленную На­стю. О знакомстве с Сумской вспо­минает по-кошачьи облизываясь.

- Мы с Ольгой снимались в раз­ных городах, а познакомились по пути в Бахчисарай: я ехал за го­нораром в одном автобусе с Сум­ской. Такая красивая девушка, приятная, и все подрисовывала себе родинку. Мы разговорились, я ей сделал фотосессию и фотографии подарил. А денег тогда действи­тельно долго не платили. Я знаю, что Сумская в Артеке даже мидии ловила и ела (Ольга сказала, что это преувеличение, мидии ее муж Виталий Борисюк, сыгравший в се­риале Сати-пашу, ловил для раз­влечения. Хотя их потом и правда съедали актеры. - Авт.). Кормили нас так, что я даже не помню, кор­мили ли вообще. Бюджет у сериала был мизерный. Я вот еще участво­вал в съемках британского сериала «Приключения королевского стрел­ка Шарпа» с Шоном Бином на Ай- Петри и в районе Белой скалы. Нас там так кормили: йогурты, бананы, сосиски, раздавали бутерброды, пирожные. Это в наши нищие 90-­е. Мы сперва кушали со всеми ак­терами, а потом организаторы по­няли, что эта отступающая армия (играли отступавших военных) так жрет, что лучше этого не видеть. Это вот знаете, как если бы бом­жей пригласили на светский бан­кет - так мы напихивались этой едой, а ведь еще одеты были со­ответственно ролям, в рванье. На нас смотрели с жалостью. Хотя вот у Джеки Чана (Виталий участвовал в массовке фильма «Первый удар» в Симферополе. - Авт.) тоже было голодно. Зато благодаря совмест­ной фотографии с ним я кормился: приходил в школу фотографом, по­казывал фото с Джеки Чаном - и любой класс был мой! (Смеется).

На съемки «Роксоланы» Парубов попал по счастливому стечению об­стоятельств:

- Приехал в Ялту сниматься в массовке для рекламы «Банка Им­периал»: мы играли римлян в се­нате. Потом услышал, что в фильм требуются пираты, тут же себе на­фантазировал, что это будет такая романтика, такая одежда! Пошел, они на меня посмотрели - о, гово­рят, нам как раз капитан корабля нужен. Надели чалму, дали кин­жал, красивый халат. А пиратов, кстати, играли обычные грузчики: занюханный вид, повязки на голо­вах. Вы заметили: и костюмов мало богатых, и снято все на диалогах. Для массовок нужна была роскошь, поэтому в сериале разговоры од­ни. Но что поделаешь, это первый сериал независимой Украины, на­до было стране своих героев на­ходить.

После этой роли Виталия начали узнавать на улице, а Сумская стала известной в Украине и России.

«ТОЛЕЧКА, И ТУТ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРИКРОЙ»

Ольга во всех сценах, в том чис­ле обнаженной, снималась сама. А ее партнера, султана Сулеймана, играл Анатолий Хостикоев, в жизни приходящийся Сумской зятем - он муж ее старшей сестры Натальи.

Да, это мы рискнули с Анатоли­ем... Как себя чувствовала? Я все вре­мя думала: только бы не выглянуло ничего лишнего, потому что тема-то мусульманская, и это налагало на нас дополнительные запреты. Хостикоев держал меня на руках, а я все про­сила: ой, Толечка, прикрой. Но все получилось очень красиво и целому­дренно. В Бахчисарайском дворце, я слышала, есть экскурсии по местам съемок «Роксоланы»: «А вот тут сни­мали брачную ночь!» (Смеется).

Парубов же с особым волнени­ем вспоминает съемки в Артеке на шхуне, изображавшей поочередно то султанский корабль, то пират­ский. А паруса-то там были только для красоты! Она плавала на моторе и вдоль берега, но чаще всего просто изображали, что плывем. Денег ведь не было на большие съемки. А я никак текст не мог запомнить. Его надо было учить быстро, снимали почти с первого раза - пленка была дорогая, «Кодак», меня хотели круп­няком снять (крупный план. - Авт.), это очень крутым для актера счита­ется. И я в ступор впал. Не могу ни­чего сказать! Так и получился - без слов, просто смотрю в трубу.

Ханский дворец: наша Роксолана лучше

Галина Остапенко, зав. историческим отделом Бахчисарайского историко­культурного заповедника,рассказы­вает: отдельной экскурсии по местам съемок «Роксоланы» в Ханском двор­це нет, но экскурсоводы о сериале, конечно, упоминают.

- Мы все помним Олечку Сумскую, у меня и фотография с ней есть. При всех съемках мы присутствовали, подлинные предметы старины для работы не давали - только копии снять (Сумская рассказала «Газете», что турки снимали в султанском дворце Топ Капы, где актеры разби­ли несколько ваз 16 века. - Авт.). Сериал мы всем музеем смотрели и считаем, что наша Оля-Роксолана из всех - самая лучшая.

Настуня и Хюррем: наши Роксоланы скоро встретятся

- Тут нечего сравнивать, наш бюд­жет меньше стоимости одной их се­рии, - отвечает Ольга Сумская на наш вопрос: а как вам турецкий сериал? - Зато мы были первыми. И представля­ете, турки не особо радушно приняли свой сериал, им не понравился образ Роксоланы, а во всем мире он вызвал ажиотаж. Турки нашим сериалом за­интересовались, хотели купить, но в Госкомсвязи заломили такую сумму! Я их просила, давайте продадим хоть за копейки, больше ведь не предложат! Меня приглашали в Турцию, когда у них издали книгу Павла Загребельного про Роксолану. Небывалый ажиотаж, 35 телеканалов, мне все говорили: «Хюррем-султан, здравствуйте!» (Рок­соланами, роксоланками в Европе на­зывали славянок, а Настю Лисовскую, обращая в ислам, нарекли Хюррем, что значит «смеющаяся». - Авт.).

Турецкий сериал Ольга Сумская не смотрит, говорит: интересно, но не­когда. Правда, главных персонажей успела рассмотреть.

- Я и сама была немного удивлена, когда увидела такую пышногрудуюкрасавицу. Я-то была такая худенькая, а она, знаю, сознательно поправилась. Мерьем (Мерьем Узерли - актриса, сы­гравшая Роксолану в Турции. - Ред.) красивая очень, но султан, наш краси­вее турецкого. А скоро у вас будет воз­можность увидеть двух Роксолан вме­сте: Мерьем собирается после родов приехать в Украину, чтобы участвовать в жюри одного из украинских телека­налов. 

Валентина Воробьева

основное фото: Бахчисарай, лето 1996 года — Ольга Сумская позирует своему партне­ру по съемочной площадке Виталию Парубову в летней беседке Хан­ского дворца.

Ольга Сумская.

Мерьем Узерли.

А такой султаншу изобразил в 1550 году Тициан, тут ей 47 лет. Что-то не похожи на нее актрисы...