22 ноября 1963 года в американском Далласе прозвучали выстрелы, разделившие жизнь США и всего мира на «до» и «после»
Есть такое понятие в любой науке, да и вообще в жизни, как идеал. То есть что-то недостижимое, но максимально близкое к представлениям о добре, справедливости, всеобщем благе. Самое трудное - найти личностей в истории, которые могли бы соответствовать таким определениям. Ну, Махатма Ганди, мать Тереза, Антон Павлович Чехов... Даже фигуры Христа или пророка Мухаммеда вызовут споры и разногласия. Еще сложнее с политиками. Как бы там ни было, но если не своей жизнью и политической деятельностью, то своей смертью 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди получил право на внесение в этот список.
ВОПЛОЩЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ
Конечно же, для Америки начала 60-х годов прошлого века личность Джона Кеннеди была неожиданной и во многом шокирующей. Представитель мощного клана, сделавший карьеру конгрессмена и сенатора, в принципе, был явлением обычным и привычным, тот же Франклин Рузвельт - яркий пример вхождения крупного бизнеса во власть. Но Кеннеди был католиком, что для США редкость, был непривычно молод, а главное - нес в себе какую- то странную энергию нового времени и будущего. То есть выбор американцев в 1960-м был выбором будущего, и значит, страна была к нему готова.
Кеннеди стал президентом в 43 года, для сравнения: Никите Хрущеву тогда было уже за 60, а Шарлю де Голлю - 70. В общем-то, совершенно разные поколения, разное понимание мира, разное отношение к своей должности и миссии. Во время предвыборной кампании Кеннеди не стеснялся ходить по рабочим районам и поселениям афроамериканцев, успешно (и, пожалуй, впервые в публичной политике) использовал свои внешние данные для завоевания симпатий избирателей. Не секрет и то, что его победа была результатом удачного выступления в теледебатах: он просто сумел понравиться американцам, и они позволили себе очароваться молодым, успешным и прогрессивным.
А ведь времена просто дышали свежим воздухом перемен. В СССР бушевала хрущевская «оттепель», которая казалась небывалой после сталинских «заморозков» всего и вся, первый человек - Юрий Гагарин (вот, пожалуй, еще один кандидат в списке близких к идеалу личностей) - полетел в космос, а в Европе началось пробуждение нового искусства и литературы, ставших культовыми и сегодня уже классическими. В такой атмосфере Кеннеди было просто непозволительно отставать от времени, а значит, надо было его опережать.
И он сумел это сделать. В истории США есть несколько личностей, повернувших весь смысл и ход истории: Авраам Линкольн, Теодор и Франклин Рузвельты и собственно Кеннеди. Понимая застарелость системы экономических отношений, он всерьез и на деле сократил сверхприбыли корпораций и снизил налоги для населения, показав тем самым, что в обществе не должны быть правы только те, кто имеет более весомый счет в банке.
Он боролся с консервативным конгрессом за программы по доступности медицины и образования. Именно Кеннеди на высшем уровне не только признал, но и осудил практику разделения граждан по расовому признаку, встретившись в Белом доме с Мартином Лютером Кингом. За отведенные ему судьбой неполные три года он запомнился американцам как не совсем удачливый (реформы медицины и образования таки провалились при голосовании в парламенте), но очень открытый и действительно народный глава государства, если такой термин применим к США.
ПРЕЗИДЕНТ «НОВОГО МИРА»
Конечно, как глава супердержавы он был ответствен за ее положение в мире. И участие США в Берлинском и Карибском кризисах было естественной реакцией на растущие аппетиты СССР, как и действия СССР были продиктованы стремлением установить своеобразный статус-кво. Конечно, Хрущеву был куда понятнее генерал Эйзенхауэр, молодой и «наглый» Кеннеди опережал его просто «по очкам» и умению быстро формулировать мысли. Сказать, что какая-то из сторон была права в том противостоянии, будет неправильно. Потому как и Кеннеди, и Хрущев хотели как можно дальше «прощупать» друг друга, понять, где каждый из них может остановиться. Очень жаль, что американский президент не оставил мемуаров, там бы он, конечно, посвятил Никите Сергеевичу немало страниц. Оценка же визави, прозвучавшая из уст Хрущева - дескать, мы думали пацан, а оказался крепкий, - заслуживает уважения за искренность. Вряд ли бы и Кеннеди сказал что-то иное про нашего первого секретаря. То, что оба лидера смогли вовремя остановиться и сделать «передышку», уже вписывает их имена в историю навсегда.
Кеннеди - это и ввод войск во Вьетнам, и начало «похода на Луну» (кстати, он предлагал же совместно с СССР осуществить этот проект, но наши перестраховались, а жаль), и создание «Корпуса мира». Выстрелы в Далласе прервали не одну конкретную жизнь, они прервали стремление наиболее готовых к переменам слоев американского общества достичь тех «новых рубежей», к которым вел их лидер. Это были выстрелы в другую Америку, пожалуй, обретенную только в 90-е, при Клинтоне. И кто бы их ни сделал (а с высоты времени кажется, что в них больше внутренних следов, исходящих от консервативного крыла американской политики), новейшая история страны и мира действительно получила очень четкий маркер «до» и «после».
Конечно, самым неблагодарным в этом смысле будут антиисторические рассуждения на тему «что было бы, если бы» (но задание редакции - превыше всего!). Какой была бы Америка, если б Кеннеди остался жив? Скорее всего, она была бы куда более современной, менее традиционной и намного более справедливой по отношению к себе и окружающим. Да, Кеннеди ввел войска во Вьетнам, но, пожалуй, именно ему бы хватило мужества их оттуда вывести намного раньше. Видя закручивание гаек в СССР при Брежневе, Кеннеди уже тогда мог бы переориентироваться на Китай, даже несмотря на то, что там правил Мао. Кажется, что и с Европой Кеннеди вел бы себя куда более активно, и, быть может, идея «Соединенных Штатов Европы» была бы осуществлена раньше на два десятилетия. Ну и, конечно же, именно при Кеннеди права американцев были бы точно уравнены раз и навсегда. И его преемник, а во многом подражатель Барак Обама (или любой американский политик с темным цветом кожи) смог бы занять главное кресло в Белом доме раньше лет этак на десять-пятнадцать.
В истории есть ряд личностей, которые определяют ее дальнейший ход, даже не участвуя в событиях. Юлий Цезарь умер, а Римская империя жила, Петр Первый только запустил процесс строительства Российской империи, а дальше само собой пошло. Вот так и с Кеннеди: он толкнул, дал возможность Америке увидеть тот самый «дивный новый мир». А дальше - сами, вот уже как пятьдесят лет без Кеннеди.
Александр Севастьянов
на фото: 22 ноября 1963 года, Даллас (штат Техас). Джон Кеннеди с женой Жаклин за считанные минуты до выстрела снайпера.