Сезон в Крыму – круглый год: без лыж не въедешь

«редакция» решила выяснить, почему дальше разговоров не движется строительство горнолыжного курорта в Крыму

Крымская зима, капризная и скоротечная в городе, совсем по-другому ведет себя в горах. Снег на плато Чатыр-Дага и Ай-Петри порой, выпадая в конце ноября, лежит до начала мая, когда у моря уже нежатся первые курортники. Эту особенность местной природы хорошо изучили крымчане, увлеченные зимними видами спорта. Ведь возможности в Крыму для развития горнолыжного спорта есть, и он вполне может конкурировать если не с австрийскими, то хотя бы с итальянскими зимними курортами.

В прошлые выходные в Ялте было тепло и непривычно пусто. Такое возможно только зимой. Лазурное море, вечнозеленые кусты и деревья, а рядом нависают заснеженные горы. Красота! Но лишь для созерцания. Для активного отдыха туристов по-прежнему ничего, или почти ничего нет.

Сегодня: только для своих?

Горнолыжный сезон в Крыму можно считать открытым: на Ай-Петри в минувшую субботу затеплилась жизнь, там запустили один из трех бугельных подъемников. Как рассказал «Газете» председатель крымского горнолыжного клуба «Ай-Петри» Павел Канцеров, к следующим выходным работать будут все три. Подъемники находятся на балансе клуба, в котором около 300 членов. Каждый из них, оплатив членский взнос (порядка 500 гривен), имеет право на использование подъемников, а также на место в домиках, размещенных на трех гектарах ай-петринской земли, которую клуб арендует у Ливадийского поссовета.

Отзывы первых любителей лыж, не имеющих членских билетов клуба «Ай-Петри», свидетельствуют: погода – супер, сервиса – ноль. Туалет один (его эксплуатирует частный предприниматель), кафе и «гостишки» отсутствуют, чай – на обочине, самса – в ассортименте. Стоимость бугельного подъемника – 80 гривен в день, прокат лыжного снаряжения – еще 100.

Наша коллега Юлия Вербицкая поделилась с «Газетой» своими впечатлениями от выезда на Ай-Петри: «Бугель допотопный, стоит недорого, конечно, но ты бы видела все это: стоит дядька-лыжник, который всех подталкивает. После Красной Поляны (горнолыжный курорт в Сочи. – Ред.), где отстроили настоящий европейский курорт: трассы, подъемники, кафе, прокат, экраны, – все наше выглядит удручающе».

Отдельная проблема – как добраться до Ай-Петри. На плато можно попасть по канатной дороге из Мисхора, она действует с 1988 года. Ее хозяева на своем сайте хвастают, что дорога уникальна, так как между средней и верхними станциями, которые разделяет около двух километров, нет ни одной опорной вышки. На вершину можно попасть в любой день недели с 11.00 до 16.00 часов взрослому за 60 гривен, ребенку – за 30. «К тому же, как еще столь быстро (всего за 20 минут), и совершенно не напрягаясь, достичь заоблачной высоты?», – с патетикой восклицают «канатчики». Пассажиры более сдержаны: проезд туда и обратно для семьи, как поездка в Керчь…

А Павел Канцеров уточняет: добираться от «канатки» до лыжных трасс далековато, удобней на машине по Бахчисарайской трассе. Здесь загвоздочка. Рескомтранс автономии официально проинформировал, что «на весь период снегопадов и гололеда (ноябрь-март) запрещено движение всех видов автотранспорта по дороге Бахчисарай – Ялта км 25-65 на участке Соколиное – Ай-Петри – Учан-Су». Павел Михайлович ответил по поводу запрета так:

– Они каждый год закрывают, а мы чистим дорогу и ездим. У нас в клубе есть для этого свой маленький бульдозер, но ведь это не дело. Куда смотрят ялтинские власти? Когда Сергей Брайко был мэром, он, кстати, член нашего клуба, вопрос как-то решался, а теперь вообще никак. А ведь этот участок дороги на балансе предприятия ДЭУ-592. Почему они не шевелятся?

В ялтинском ДЭУ, предприятии «Крымавтодора», на этот вопрос существует ответ: есть официальная бумага, в соответствии с которой участок от водопада Учан-Су и выше признан в зимнее время аварийно-опасным, так как его параметры не соответствуют требуемым дорожным ГОСТам.

– Там и летом-то ездить опасно, – говорит начальник филиала Павел Бондарчук. – Радиус серпантина меньше 15 метров, а должен быть – 30. Что делать? Да ничего. Ну, то есть, наверное, возможна реконструкция, но она требует огромных денег. Один выход – канатная дорога. Или тоннель, были и такие планы, но это, скорее, из области фантастики.

Кстати, в воскресенье спасателям пришлось вызволять из кювета автомобиль с харьковскими туристами, среди которых была женщина и двое детей. По данным пресс-службы МЧС автомобиль с помощью лопат откопали из снега, после чего он своим ходом выехал на дорогу. Успели ли они насладиться активным зимним отдыхом, история умалчивает.

Вчера: лыжники выстраивались в очередь

Заниматься горнолыжным спортом модно, полезно и дорого. Последняя позиция обоюдоострая, то есть значима, как для отдыхающей стороны, так и для организующей. Ведь в самые мрачные 90-е на том же Ангарском перевале была настоящая мекка крымских горнолыжников, люди выкраивали копейки, чтобы съездить на склон. Это была отдушина. Скромные «полспорта» (польские лыжи) конкурировали с модными «шиферами» (их тогда научились делать в Мукачево, причем, довольно прилично). Красочные иноземные комбинезоны соседствовали с советскими штормовками, шапочками с помпоном, брезентовыми рукавицами. Очередь на подъемник вытягивалась на десятки метров.

Сейчас в это не верится. Подъемник разломан, электрокабель и мотор украдены, живописный деревянный домик, построенный в часы расцвета этого микрокурорта, разгромлен. Склон зарос кустарником, по узким дорожкам катаются единичные лыжники, у кого хватает сил пешком подниматься наверх. И все же, как в старые времена, на выходных на Ангарском перевале не протолкнуться. Симферополь и Алушта, все – сюда. Кто на санках, кто на клеенках (опасно – не рекомендуем). Красоты природы искупают все недочеты организации отдыха, свою копеечку зарабатывают лишь прокатчики и продавцы алкоголя.

Кстати, известный спортсмен, ялтинец Валерий Павлотос, будучи заядлым горнолыжником, склоны на Ангарском перевале считает не перспективными: они хоть и крутые, но узкие, там нужно вырубать лес. Ай-петринские трассы, по его оценке, – для «чайников» (начинающих). Это подтверждает и Антон Галдин, председатель федерации сноубординга Крыма. По его словам, на Ай-Петри и бугельный подъемник подходит для «бордеров», и для тренировки место идеальное, и снега больше. На Чатыр-Даге посложнее, но тоже интересно. Самые крутые участки над Буковой поляной, на южных склонах, это для ассов, которые могут позволить маневры между деревьями. Единицы ходят на Роман-Кош, говорит Антон, это называется «бек-кантри», когда для одного спуска нужно проделать целое путешествие. Зато красота, целина, тишина и радость уединения.

Валерий Павлотос высоко оценивает северные склоны Роман-Коша, а также потенциал двух вершин: Старое Беш-Текне (над селом Многоречье) в районе горы Бойка и Кемаль-Герек (долина реки Кача, отрог Главного хребта). Они идеально подходят для горных лыж: широкие, с хорошим перепадом высоты, без деревьев. 12 лет назад он разработал проект, который как раз задействует Старое Беш-Текне…

Завтра: проект есть…

А ведь цивилизованная организация зимнего отдыха у нас – отнюдь не фантазия! В той же Италии, теплой и солнечной, отбоя от туристов нет. А денег сколько они там оставляют – золотые горы! Это перспективный бизнес, сотни рабочих мест в инфраструктуре. Круглогодичный туризм, о котором постоянно говорят в Минкурорте, на расстоянии вытянутой руки. И что примечательно, есть и подробная разработка, которая приближает эту идею. Валерий Павлотос до сих пор хранит свидетельство на авторские права проекта горно-рекреационного комплекса туризма, отдыха и спорта на северных склонах Крымских гор (ГРК «Таврос»), выданный ему и соавтору, Валентину Пекарскому, в 2000-м году. Тогда же нашелся и инвестор. Но… Как вспоминает политик Леонид Пилунский на своей странице в Фейсбуке, «но тогда Сидящие в Больших Крымских Креслах начальнички не смогли убедить австрийскую фирму заплатить баснословный откат. Представители фирмы покрутили пальцем у виска «нашей власти» и... поехали в Турцию и построили ТАМ горно-лыжный курорт. Он уже окупился!»

А между тем, Валерий Павлотос ездил в Австрию на переговоры с фирмой «Доппельмайер», производящей канатные дороги. Он говорит, что инвесторы есть и сейчас, но по-прежнему не в силах мириться с нашей коррупцией. Проект предполагает восемь участков, которые охватывает горные точки от Ялты до села Соколиное, общей протяженностью в 16 километров. Также запланирован подвод железной дороги от станции Сирень по Байдарской долине к горной гряде. Сметная стоимость проекта – 150 миллионов долларов. Она включает весь комплекс услуг, с инфраструктурой и оборудованием, в том числе снежные пушки для подсыпки склонов.

Схема канатных дорог и лыжных трасс была разработана принципиально вне пределов заповедника. Но крымские экологи все равно выступили категорически против. Председатель Крымской ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко деталей проекта сейчас не помнит, но уверяет, что строительство в горах всегда опасная затея:

– Крым очень маленький, и его надо беречь. Мы учитываем опыт строительства в австрийских и швейцарских Альпах, где подобные курорты существуют на гигантских просторах. И то это большой риск. А у нас? Тем более, в горах идет процесс водообразования, он может быть нарушен, вода загрязнена. Есть опасность общего угнетения территории, истощения земли, удар по растительному покрову. Мы за то, чтобы семь раз отмерить…

Мы тоже за это. А еще за развитие нашего полуострова с сохранением заповедников и возрождением туристического бизнеса. Или для того, чтобы горнолыжный курорт появился в Крыму, здесь нужно провести зимнюю Олимпиаду?


Подготовила Алена Попова

Фото Юрия Лашова

 

 

Прямая речь

Эмоции неуместны

Министр курортов и туризма АРК Александр Лиев:

– Создание горнолыжного курорта в Крыму вопрос, который нужно решать без эмоций. Сейчас один из украинских институтов по нашему заказу ведет исследование метеоусловий на Ай-Петри, чтобы знать, на что мы можем рассчитывать. По предварительным данным, мы имеем очень короткий лыжный период – 2,5 месяца. Этим инвестора не заманишь. И то, что на Ай-Петри долго лежит снег, это не показатель, есть еще такой критерий, как ветреность. Кроме того, на плато нет воды и электричества для работы снежных пушек, нет дороги. Но мы ведем переговоры с австрийцами и руководством «Приватбанка», владельцем горнолыжного курорта Буковель. Когда закончится исследование, сказать сложно, стоит оно 100 тысяч гривен, и пока мы еще ничего не заплатили.         

"