Рабыня Изаура: 25 лет, как мы "подсели" на сериалы

16 октября 1988 года страна впервые начала смотреть фильм из ста серий и вот уже четверть века не может избавиться от этой привычки...

Сериалы за рубежом снимали для домохозяек, сюжет был рассчитан так, чтобы женщина, в любой момент включив телевизор, понимала, о чем речь. В СССР бесхитростное «мыло» смотрели все, независимо от образования, пола и возраста. Четверть века спустя сериалы прочно вошли в наш быт. А актрисы, с которых все тогда начиналось: Изаура, Просто Мария, Марианна, - снялись в 53 сериалах на троих, живут богатой размеренной жизнью и до сих пор работают.

Тогда, в уже далеком 1988 году, сериал стал событием, взволновавшим умы не меньше, чем полет Гагарина в 61-м. Молодые женщины называли Изаурами новорожденных дочерей (правда, не в свидетельстве о рождении, так, мечтали просто), пожилые - коров и кошек, а девочки - кукол. Помешательство на сериале было всеобщим и беззастенчивым, помню, как вечером перед экраном замирала вся семья. У мамы «сбегало» поставленное на батарею тесто, бабушка не брала трубку, кто бы ни звонил. Мужчины посмеивались, но тоже смотрели, тем более, что телевизор тогда еще был один на семью, а переключить «Изауру» на футбол не осмеливались даже самые боевые папы и дедушки. Советские граждане, грызя семечки, ногти и заусенцы, следили за бурей страстей между подлым аристократом Леонсио и честной труженицей Изаурой. Хохотали над проделками пухлой (как она была похожа на наших милых бабушек!) Жануарии.

Сериал, снятый в 1976 году по роману писателя Бернарду Гимарайнша, был идеологически выверенным: богачи плохие и глупые, бедняки хорошие и порядочные, зло в конце наказано, а добро восторжествовало. Количеством слез, пламенных речей, страстей и пышных юбок с оборками Изаура затмила сдержанного Штирлица, этот сериал был понятен самой примитивной тете Фросе. Его демонстрировали по телевидению еще минимум четыре раза: в девяностом, 97-м, 98-м и в 2005 - и каждый раз с успехом. 

А вслед за «Рабыней Изаурой» пошли «Богатые тоже плачут», «Дикая Роза», «Просто Мария». «Фазендой» стали называть дачу, наши бабушки планировали готовку и уборку в зависимости от расписания сериалов по телевизору. Появились анекдоты: «Роза, какие у тебя грязные руки!» - «О, вы еще не видели мои ноги». Даже в мультике «Утиные истории» мелькнула некая Вероника Крякстро с узнаваемой стрижкой-«каскад»! Кстати, многие модницы делали себе тогда такую стрижку, шили такие же платья. А что в Москве происходило в 1992, когда приехала Вероника Кастро? А книжки - изложение сериала с фотографиями - продавались, вы помните? И ходили еще слухи, что она - внебрачная дочь Фиделя Кастро.

И кто бы ни говорил сейчас, что тогдашние мелодраматические сериалы были никчемным бредом, они, как и китайский ширпотреб, как турецкие батончики «Хилал» с привкусом пластмассы и джинсы-«Мальвины», были предвестниками того, что скоро у всех начнется новый этап жизни, интересный и сложный, который станет трамплином для одних и оврагом для других. А сериалы? И в двухтысячные, когда, наконец, закончилась «Санта Барбара», и в этом году, когда закончились «Интерны», они не потеряли своей популярности. Просто стали другими. Как, собственно, и мы. 

Подробнее на сайте

Фото pryamoj-efir.ru