Площадь Ленина сменит имя не скоро

В Симферополе действует своеобразный мораторий на переименование улиц, и не только

В номере от 12 марта «редакция» рассказала о крымском ученом, враче Петрове, который, по сути, первым в мире создал «ребенка в пробирке». К сожалению, лавры и мировое признание получили другие – время у нас было такое. Но «редакция» предложила исправить историческую несправедливость, назвав именем доктора Петрова одну из симферопольских улиц. Поэтому мы встретились с компетентными людьми, которые могут рассказать, как и почему переименовывают улицы.

В 2008 году трем симферопольским улицам возвратили их исторические названия: Розы Люксембург стала Александра Невского, Карла Либкнехта – Долгоруковской, Октябрьская – Петропавловской. Однако на этом процесс пока остановился: поменять улице имя, оказывается, не так-то просто. Об этом «Газете» рассказал Илья Глазков, заместитель городского головы Симферополя, председатель постоянной комиссии Симферопольского горсовета по наименованию и переименованию улиц, переулков, проспектов, площадей, парков, скверов, мостов и других сооружений, расположенных на территории города.

– Илья Сергеевич, а в чем, собственно, трудность?

– Любая улица – это ведь не просто дома, это еще и множество людей, которые там живут или работают. И если улица переименовывается, то каждому, кто на ней живет, нужно, во-первых, поменять регистрация в паспорте. А во-вторых, переоформить все книжки по оплате коммунальных услуг. Все эти процедуры, к сожалению, отнимают массу времени и нервов, да и финансовых расходов требуют. Будут ли рады жители улицы, попавшей под переименование, такому «сюрпризу»? Не думаю. И это подтверждают опросы людей, живущих на улицах, которые могли бы быть переименованными. И потом не нужно забывать, что не всем горожанам будет приятно, если массово начнут переименовывать все улицы, носящие названия, связанные с советской историей. Людей старшего поколения это может обидеть. Поэтому, думается, не стоит спешить избавляться от всех названий, связанных с советским прошлым нашей страны. Мое личное мнение: делать это нужно, я бы, например, хотел, чтобы площадь Ленина и проспект Кирова переименовали. Но считаю, для этого еще не пришло время. И потом с переименованиями есть еще такой интересный момент – вот вы знаете, где в Симферополе сквер Дыбенко?

– Да, это рядом с площадью Советской, там, где кафе «Ева» и кованые скульптуры.

– Правильно. А где сквер 200-летия Симферополя?

– Если ничего не путаю, это вроде он и есть?

– Совершенно верно! Сквер Дыбенко к круглой дате переименовали в сквер 200-летия Симферополя. Это было еще в 1984-м, прошло почти 30 лет, а сквер до сих пор называют по-старому. Так что переименования не всегда приживаются, и не всегда они оправданны – в комиссии, которую я возглавляю, собрались умнейшие люди, по каждому вопросу принимаются очень взвешенные решения, идут долгие серьезные дискуссии. Вы бы видели, какая у нас полемика развернулась из-за установки мемориальной доски Вернадскому – начиная от вопроса о том, стоит ли ставить еще одну доску (она уже пятая), и заканчивая тем, на какой именно части дома ее правильней установить и какой текст на ней написать.

– Ну, с досками, наверное, все же проще, чем с переименованиями улиц?

– Нет, не сказала бы, – включается в разговор Елена Ясинова, заместитель председателя постоянной комиссии по наименованию и переименованию улиц. – Тут тоже много трудностей. Для примера расскажу только одну историю. К нам обратились с официальным письмом представители еврейской общины, попросили увековечить память Якова Чапичева. Он Герой Советского Союза, некоторое время жил в Симферополе. Заявители указали адрес дома, где он жил, и попросили установить там мемориальную доску. Мы проверили по домовой книге – да, действительно, Чапичев жил в доме №18 в переулке Колхозном. Но когда мы этот дом увидели – он в жутком состоянии, просто неприлично там памятную доску вешать. В управлении архитектуры нам вообще сказали, что он под снос пойдет. Решили тогда повесить доску на Доме офицеров, что на Пушкина – там раньше вроде был клуб 147-го артиллерийского полка, которым Чапичев командовал. Но наши краеведы и историки выяснили, что это неверные сведения: клуб находился где-то на Калинина, где именно, пока не удается точно установить, нет документальных подтверждений. Значит, и доску повесить пока не можем.

– Елена Валентиновна, а что вы скажете о переименовании улиц – несмотря на все трудности, каким улицам в ближайшее время все же будут возвращены их исторические названия?

– На февральском заседании комиссии поднимался вопрос о возвращении улице Дзержинского ее исторического названия – Арендовская. Инициировала это одна из общественных женских организаций, и они предлагали даже, чтобы улица была с двойным наименованием – во многих городах сейчас такое практикуется: и историческое прошлое города высвечивается, и менять глобально ничего не нужно. Однако Республиканский комитет по охране культурного наследия считает это нецелесообразным: они полагают, что возникнет путаница, что должно быть все строго и четко: одна улица – одно наименование. Но полное и бескомпромиссное изменение названия улицы повлечет за собой финансовые траты горожан, причем практика показывает, что даже если процесс перехода с одного название на другое растянуть во времени, то проблему это все равно не решит. Когда мы переименовывали улицы Розы Люксембург и Карла Либкнехта, то в течение трех лет на равных действовали оба названия: и советское, и вернувшееся историческое. У людей было три года на то, чтобы поменять все документы, – и все равно все тянули до последнего и стали менять их только тогда, когда все сроки уже закончились и начались проблемы в разных инстанциях. Так что пока у нас действует мораторий на переименование улиц.

– Илья Сергеевич, а если речь идет не о том, чтобы переименовать уже существующую улицу, а о том, чтобы вновь появившейся улице дать имя достойного горожанина, память которого действительно стоит увековечить? У нашей редакции есть вполне конкретное предложение: назвать одну из городских улиц именем симферопольского ученого Григория Петрова («редакция» писала о Петрове в №45 от 12 марта 2013 года). – Ред.)

– И я вас полностью в этом поддержу, а на заседании комиссии чуть ли не впервые в жизни окажусь более компетентным, чем мои коллеги. Я по образованию акушер-гинеколог, и я понимаю, что Петров сделал, да к тому же он у меня преподавал на первом-втором курсах, и у меня о нем остались самые лучшие и теплые воспоминания. Это уникальный человек со сложной судьбой.

– Так наше предложение, таким образом, уже вступило в силу?

– Нет. Обратиться в комиссию с предложением о наименовании или переименовании улицы может любой человек или организация, даже из другого государства, мы гражданство не проверяем, но это должно быть, во-первых, письменное обращение на имя городского головы, а во-вторых, должны быть приведены аргументы – в нашем конкретном случае вы должны написать, почему считаете, что именем Петрова стоит назвать улицу. Это письмо будет передано в нашу комиссию и рассмотрено на ближайшем заседании.

На фото: После переименования улиц им. Розы Люксембург и им. Карла Либкнехта три года на равных действовали старое и новое название.


Комиссия заседает раз в квартал

Постоянная комиссия Симферопольского горсовета по наименованию и переименованию улиц, переулков, проспектов, площадей, парков, скверов, мостов и других сооружений, расположенных на территории Симферополя, работает более 17 лет. В среднем заседания комиссии проходят раз в квартал. Сейчас в ее состав входят 15 человек: ученые-историки, музейные работники, архитекторы, также в составе комиссии есть представители Министерства юстиции, представители БТИ, Симферопольского почтамта, Крымского республиканского архива.


Остановка «Улица Тарабукина» превратится в «Неаполь Скифский»?

Переименовать можно не только улицу, но и остановку.

– К нам недавно обратились транспортники с просьбой переименовать конечную остановку «Тарабукина» в «Неаполь Скифский». И наша комиссия это одобрила (хотя на сессию горсовета еще вопрос не выносили, и каково будет окончательное решение, пока не известно). Мне кажется, такое переименование вполне оправданно – нужно популяризировать свое наследие. Ко мне в гости как-то приехали друзья-американцы. У них с собой была очень любопытная карта: на ней не было Симферополя, но был Неаполь Скифский. И они чуть ли не первым делом меня попросили их туда сводить. Правда, увиденное их несколько разочаровало, но это уже другая история, – рассказала «Газете» Елена Ясинова, заместитель председателя постоянной комиссии Симферопольского горсовета по наименованию и переименованию улиц, переулков, проспектов, площадей, парков, скверов, мостов и других сооружений, расположенных на территории Симферополя.