Подъем «Коста Конкордии» стоил, как такой же новый корабль

У берегов Италии за $600 миллионов подняли круизный лайнер, затонувший в январе 2012 года. Это самая дорогая операция такого типа за всю историю 

А всего понадобится миллиард, притом что сама «Конкордия» на момент сдачи в эксплуатацию в 2004 году, по данным агентства Bloomberg, стоила 450 миллионов евро. Лайнер подняли за 19 часов, судно, лежавшее на боку, вернули в нормальное положение. «Коста Кокордия», на полторы тысячи кают, с четырьмя бассейнами и пятью ресторанами, прозванная владельцами «храмом веселья», села на мель у побережья Тосканы 13 января 2012 года. Ее пассажиры в вечерних нарядах, халатах, униформе падали в 14-градусную воду, температура воздуха была +8. Тридцать два человека погибли, двое пропали без вести.

Убрать лайнер подальше от их берегов очень просили жители итальянского острова Джильо: корпус наполовину затопленного судна разъедала коррозия, и в море могли попасть токсичные вещества, продукты распада содержимого холодильников: тонна куриного филе, восемь тонн говядины, две тонны сыров, шесть тон мороженого. Благо топливо и другие химикаты уже убрали. Экологи постоянно мониторят ситуацию: из лайнера могут вытечь двести тонн воды, смешанной с токсичными веществами, грязью, мусором и смазочными материалами, вокруг «Конкордии» установлено двойное кольцо заграждений с абсорбирующими губками. 

Уникальная операция началась в 9 утра в понедельник. Никогда еще судно весом более 114 тысяч тонн не терпело крушения столь близко от берега. Для поддержания веса корабля под его киль завели платформу из 30 тысяч тонн стали и 18 тысяч тонн бетона. Кессоны (металлические емкости для образования под водой рабочей камеры, свободной от воды) закрепили с боку лайнера и заполнили водой. Затем 50 толстенных стальных тросов прикрепили к платформе, и подъемная установка за счет веса кессонов привела судно в вертикальное положение. Чтобы стабилизировать корабль, кессоны закрепили на втором борту, из них слили воду, и корабль за счет полых емкостей остался на плаву. Работы, в которых задействовали 500 человек, обошлись в $600 миллионов, всего планируется потратить миллиард. Такие огромные суммы называют европейские СМИ, ссылаясь на данные компании-судовладельца «Коста крочере». Официальных данных от «Крочере» в русскоязычной прессе пока нет, так что есть вероятность, что стоимость операции преувеличена. Ну троссы, ну кессоны, ну 500 человек – но платить за это 600 миллионов? Пока же известно, что расходы лягут на страховую компанию судовладельца. 

Буксировать «Конкордию» будут весной, прежде инженерам предстоит разобраться, что целесообразнее: починить ее или порезать на металл.
Тем временем суд над виновными в аварии еще не закончен. Расшифровка «черного ящика» показала, что корабль слишком близко подошел к берегу (говорят, капитан Франческо Скеттино так всегда приветствовал предыдущего капитана «Конкордии»), Скеттино слишком поздно начал эвакуацию, не послал сигнал бедствия, покинул судно одним из первых. Теперь ему грозит около 20 лет тюрьмы, суд начался в июле этого года. Его обвиняют в непредумышленном убийстве и бегстве с судна.

Еще пятеро членов экипажа признали свою вину и получили почти по два года тюрьмы.

Лучше бы людям эти деньги раздали!

Так отреагировал на новость о подъеме лайнера ялтинец, альпинист Александр Борисов: он с женой был в том последнем злополучном круизе по Средиземноморью. 13 января он и его жена отмечают теперь как второй день рождения – тогда чуть не погибли. Но через 8 месяцев снова отправились в круиз на две недели по Средиземному морю.

– Первые два дня жена боялась, потом успокоились, – рассказал он «Газете». – А что с тем кораблем сделают, нам все равно. Но лучше бы эти огромные деньги потерпевшим раздали. Мы тоже так и не получили компенсацию. Суды проходят в США. Я еще даже не знаю, сколько нам причитается, адвокаты не говорят. Но знаю, что первым делом будут выплаты семьям погибших. Отношения с другими пассажирами из Одессы, Питера мы до сих пор поддерживаем, дружим с теми, с кем сбились в кучу в ту ночь. Там, как потом оказалось, и товарищ мой был – я об этом узнал уже на берегу, а за шесть дней мы ни разу не встретились. Лайнер же большой, как деревня, развлечений масса. Знаете, мы 13 января, сидя в пять утра на ступеньках старой школы на острове, подумали с женой: надо бы написать теперь письмо Задорнову. Хохма: корабль утонул, потому что украинцы с русскими отмечали старый Новый год (смеется).=

– Как вы сейчас оцениваете действия экипажа «Конкордии»? 

– Фамилию капитана Скеттино лично я перевел как «скотина», так он себя вел. Все на корабле зависело от него, а он самодовольно красовался с коктейлями, команды толком не было. Было несколько настоящих офицеров, которые оставались с людьми до последнего. В компании перед нами так и не извинились, будто это было маленькое приключение, которое мы оплатили.

На фото: 16 сентября,побережье Тосканы - операция по подьему "Коста Конкордии"