Он был Актером

В воскресенье, на 71 году жизни, после продолжительной болезни скончался народный артист СССР, академик Академии искусств Украины, кавалер Ордена Почета и Ордена Державы, Герой Украины Богдан Сильвестрович Ступка.

На театральную сцену четырехлетний Бодя впервые вышел во Львовском театре оперы и балета. Мама была против, но в семье, где отец хорист, дядя солист, а тетя – концертмейстер, играть Ступке, что называется, сам Бог велел.

И он был актером от Бога. Он играл героев и мерзавцев, знаменитых и простых людей. Богдан Хмельницкий в «Огнем и мечем», домашний тиран в «Доме», злой гэбист в «Восток – запад», генерал, влюбленный в юную девочку в «Водителе для Веры», бандеровец в сериале «Вчера закончилась война», археолог в «Сапфо», Мазепа в «Молитве за гетмана Мазепу», Керенский в «Красных колоколах» и Брежнев в «Зайце над бездной». Что ни роль – награда.

А ведь слава пришла не сразу. Ступке было почти тридцать, когда он сыграл в «Белой птице с черной отметиной» украинского режиссера Юрия Ильенко – роль молодого бандеровца принесла Богдану Сильвестровичу известность.

Сто фильмов, сто театральных ролей: «Король Лир», «Ричард III». Он усердно зарабатывал деньги, но готов был пожертвовать гонораром ради интересного сценария, как это было в «Доме» у Олега Погодина. «Вы думаете, играть – это радость? Это мука», – признавался Богдан Сильвестрович.
При Ющенко попробовал себя в качестве министра культуры, через год ушел с поста. Понял – не его.
Роль в фильме «Тарас Бульба» (2009 год) принесла Богдану Ступке «Золотого орла». Картину публика приняла неоднозначно, многие назвали ее украинофобской, антисемитской, перенасыщенной кровавым натурализмом. Но это претензии к режиссеру. Ступке – овации. Пока шли съемки, Богдан Сильвестрович, по воспоминаниям близких, ушел в себя. Мало говорил, почти ни с кем не общался. Проживал свою роль. И, скажут близкие, не пережил. Умер один раз, застрелив Андрия, умер второй, глядя, как замучили насмерть Остапа: «Терпи, терпи, сынку...». Умер в третий, погибнув как Тарас Бульба.

После этой роли Ступка начал болеть, работа давалась все труднее. Он снимался еще в фильмах и сериалах, играл в Национальном академическом театре им. Франко, был его худруком. В 2010 году на съемках сериала «Однажды в Ростове» потерял сознание. «Главное дотянуть до 70, а потом живи, сколько хочешь!», – говорил. Дожил, на юбилее отпустил в небо воздушные шары, они взлетели было, но быстро опустились вниз. «Театр не отпускает», – пошутил Богдан Сильвестрович. Но теперь кажется, эти упавшие наземь шары были другим предзнаменованием. Через полгода у него диагностировали рак, последние четыре месяца Ступка провел в больнице. Держался молодцом, ободрял посетителей: «Все буде добре». А сам мечтал умереть 23 июля – в тот же день, что и его мама пять лет назад. В ночь с 21 на 22 июля его сердце остановилось. Врачи ничего сделать не смогли.

Утром 22 июля парадный театра Франко был завален цветами, люди, не стесняясь, плакали. Сегодня в «театре Ступки» будет прощание, похоронят Богдана Сильвестровича на Байковом кладбище.
Украина потеряла своего великого сына. Но остались наследники: сын Остап и старший внук Богдан –актеры. В разработке режиссеров – четыре фильма с участием Ступки-старшего. Прощайте, добрый гений. Все буде добре.

На фото: роль Тараса Бульбы вымотала из Ступки все силы. Сыграв ее, он прожил всего три года.

Фото: Ria.ua