Издевательство на высшем уровне

 Пока таможня России, изображая «проверку строго по правилам», блокирует на границе весь наш импорт, украинское общество – как и думающая часть общества российского – пытается сквозь шок осознать происходящее. Вчера пресс-служба президента России сообщила: Владимир Путин и Виктор Янукович обсудили по телефону «различные аспекты двустороннего сотрудничества, включая вопросы, касающиеся таможенного оформления грузов». Подробностей пока нет – и ждут их, затаив дыхание...

«Издевательство на высшем уровне»

Именно так озаглавил свою статью в российском Forbes Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ. «Формально правильно, а по сути издевательство», – цитирует он Ленина, который имел в виду бюрократическую волокиту и требовал отдавать за нее под суд. Портанский дает понять: в нынешнем издевательстве заинтересовано не российское государство вообще, а лично Владимир Путин.

– В практике торгово-экономических отношений России с другими странами, пожалуй, трудно найти что-то подобное тому, что происходит нынче между Москвой и Киевом, – пишет российский эксперт. – Даже запреты, введенные в 2006 году на ввоз вин, соков, минеральной воды из Грузии и Молдавии нельзя сравнить с нынешней российско-украинской «торговой войной». Ибо, во-первых, те запреты касались ограниченного круга товаров и, во-вторых, тогда Россия еще не являлась членом ВТО и потому не была связана общепринятыми рамками международных норм и правил.

Формально Россия этих правил не нарушает: запрета на ввоз всего украинского как бы нет, а есть лишь бесконечные проверки груза и документов. Но в то, что таможня лишь по совпадению стала такой бдительной именно сейчас – когда Украина готовится подписать Соглашение об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС – профессор Портанский не верит.

– Надо признать, что и Москва, и Киев находятся в очень непростой ситуации, – подводит он итог. – Осознавая в полной мере, что экономические связи с Россией для Украины крайне важны, руководство последней вряд ли может изменить взятый курс на сближение с Евросоюзом. В Москве в свою очередь отдают себе отчет в том, что Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии так и останется неполноценным и слабым, если к нему не присоединится Украина. Похоже, что к судьбе нынешнего интеграционного проекта крайне неравнодушен лично Путин, ибо для него его успех стал бы, пожалуй, наиболее реальным и сильным аргументом, оправдывающим его многолетнее пребывание у власти. Вопрос лишь в том, все ли средства хороши для реализации данного проекта.

«Закрытая российская граница обвалит цены внутри Украины»

Этот прогноз, основываясь на мнениях экономистов, делают «Вести». По их мнению, производители, лишившись российского рынка, будут ожесточенно конкурировать за рынок внутри Украины – и некоторые товары подешевеют на 10-30%. 

«Подешевеют шоколад, курятина, говядина, хлеб и мучные изделия, сыры, – уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Общее падение будет на уровне 10%. На таком уровне цены продержатся, пока производители не найдут новые рынки сбыта. Это будут, скорее всего, Латинская Америка, азиатские страны, Турция. После этого цены довольно быстро вернутся на прежний уровень».

Аналитик Александр Кошик полагает, что сильнее всего – на 20-30% – подешевеет шоколад, поскольку он активней всего экспортируется в Россию. Сыр на таможенную блокаду отреагирует, только если она затянется на полгода: эксперт проекта USAID «Агроинвест» Николай Гриценко напоминает, что срок выдержки этого продукта составляет 5-6 месяцев. 

Помидоры, говорит руководитель проекта АПК-Информ Татьяна Гетьман, могут подешеветь на 20%: все, что должно было уйти в Россию, придется срочно продать внутри страны или отправить на свалку.

Пиво же, как и более крепкие напитки, не подешевеет. «У нас на экспорт идет не более 10%», – пояснил «Вестям» исполнительный директор ЧАО «Укрпиво» Игорь Товкач.

Чего ждать крымчанам? Андрей Клименко, заслуженный экономист АРК, объяснил «Газете»: на полуострове действия Кремля не вызовут ни заметных колебаний цен, ни увольнений из-за сокращения производства. «С 2000 годов экономика Крыма гораздо больше связана с экономикой стран европейского союза и Азии, чем с Россией», – цитировали мы его в прошлом номере. 

«Пробки на паромной переправе Керчь-Кавказ от международной ситуации не зависят»

На переправе Керчь-порт Кавказ скопились десятки машин, желающих покинуть полуостров. Правда, проблема для нас не нова и от международной ситуации не зависит. Вот что рассказал нам один из водителей рейсового автобуса, переправлявшегося вчера на пароме через границу:

– 14 августа фур не было видно, стояли бочки с соками из Одессы или с Западной Украины. Таможенники нас встретили как обычно, приветливо. Рейсовые автобусы пропускают без очереди, а машины стоят колонной. Наверное, не меньше суток нужно прождать, чтобы попасть на паром. Туалет есть только на территории переправы. Но мало того, что стоит 4 гривны, так еще и нужно попросить кого-то присмотреть за машиной, чтоб отлучиться. Так что чаще всего все там на месте и делают в степи. Гостиница тоже есть, но дорогая. Такая ситуация складывается каждый год, хотя паром ходит без перерывов. Со стороны России тоже были пробки, но раньше: к середине августа на отдых едет меньше людей, туристы в основном возвращаются домой.

, Светлана Борисовская