Лариса Опанасюк: под нашей охраной огромное богатство

Нет в Украине другого региона, который был бы так густо усеян памятниками археологии, истории, культуры, как Крым. Музей под открытым небом – это слишком мягко сказано. Здесь музей еще и под землей, и под водой. Наш корреспондент беседует с председателем Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Ларисой Опанасюк:

– Лариса Николаевна, похоже, самое яркое событие сегодня в культурной жизни Крыма – выставка подводной археологии «Сокровища Черного моря» в Ялте…

– Да, это первая подобная выставка в Украине. Представленные артефакты – всего лишь намек на те научные и культурные сокровища, которые покоятся на дне Черного моря. Это раритеты от античности до времен Второй мировой войны. И все это – под нашей охраной. Черное море – своеобразный хранитель культурного наследия – сероводородный слой «законсервировал» и античные корабли, и лайнеры прошлого века. Сейчас есть координаты пятисот, а вообще ученым известны 2038 подводных объектов, среди которых 36 затонувших античных городов и поселений, 1588 боевых кораблей, гражданских судов и самолетов, много других объектов. Все это богатство, скрытое и хранимое сейчас морем, рано или поздно будет исследовано и вовлечено в актив культурного наследия всего человечества…

– Подводная археология – новое направление в работе по охране культурного наследия, не так ли?
– Да, только в прошлом году мы начали вести реестр памятников подводной археологии. Пока в него включены пять памятников – это античное поселение Акра в Ленинском районе, средневековые корабельные стоянки в бухте Лимена-Кале, в Новом Свете под Судаком. И три корабля. Это корабль XI-XIII веков в районе мыса Форос, пароход «Ленин», затонувший в 1941 году на траверсе мыса Сарыч, а также фрагменты германского транспорта Santa-Fe с грузом военной техники, потопленного в 1943 году недалеко от Евпатории в Каламитском заливе. В скором времени у нас планируется открытие первого в истории Украины Морского музея, а также создание Центра подводных исследований. Сейчас проводится глубоководная подводно-археологическая экспедиция, которую возглавляет заместитель директора НИИ Национальной академии руководящих кадров культуры и искусства Сергей Воронов. Аппаратурой для подводной съемки будут исследованы 494 километра морского дня.

– В чем специфика вашего подхода в деле охраны культурного наследия?

– Мне нравится сегодняшний подход государства к этой отрасли культуры. Президент Янукович недавно сказал: «Мы обязаны выделить вопросы национального культурного наследия, его восстановления и сохранения как наиболее важные и приоритетные». В нашем распоряжении и под нашей охраной огромное богатство – в Крыму более 9 тысяч памятников культурного наследия, из которых 117 национального значения. У нас под охраной около 2,6 тысячи памятников истории, 5190 – археологии, 260 – монументального искусства, 661 – архитектурного градостроительства. Следы материальной культуры оставили многочисленные этносы – киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, греки и римляне, евреи, готы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, итальянцы (венецианцы и генуэзцы), крымские татары, турки, караимы, крымчаки и другие народы. Основные направления нашей работы определены Стратегией экономического и социального развития на 2011-2020 годы и «Программой развития культуры и охраны культурного наследия на 2011-2015 годы».

– А если конкретно?

– Были созданы два новых учреждения – «Историко-археологический заповедник «Неаполь Скифский» и «Дворец-замок «Ласточкино гнездо». Еще недавно территория интереснейшего памятника Неаполя Скифского представляла собой замусоренный пустырь на окраине Симферополя, а в «Ласточкином гнезде» располагался ресторан, за проход к памятнику брали деньги, вокруг процветала стихийная торговля. После консервации для посетителей на городище открыты оборонительные сооружения, ряд культовых и общественных построек, погребальные сооружения. Хотим создать заповедник на Тарханкутском полуострове, чтобы защитить весь комплекс памятников, которые там имеются, а не только городище Калос-Лимен. Это новый, еще мало изученный, но перспективный ареал памятников…

– Рескому часто приходится реально защищать памятники?
– Сложнее всего с памятниками архитектуры, которых у нас около 900, многие из них находятся либо в аренде, либо в различных формах собственности. Их часто пытаются перестроить, разрушить, исказить облик. Для их сохранности заключены договоры, проводится паспортизация. Однако получение паспорта стоит от 4,5 до 20 тысяч гривен, и не всегда собственники готовы их заплатить.

Совместно с депутатами профильной комиссии Верховной Рады Крыма мы решили инициировать принятие подзаконных актов, предусматривающих направление не менее 10% средств, полученных от арендаторов зданий-памятников, а также полученных при применении штрафных санкций. Эти средства будут использованы для проведения первоочередных противоаварийных работ на памятниках культурного наследия.
Нельзя исключать и поиск для таких памятников эффективного собственника…

– А скандалы с приватизацией не предвидятся?
– В отличие от лихих 90-х прошлого века, мы сейчас делаем все в строгом соответствии с законами, поэтому споры и разные мнения возможны, конечно, но для скандалов места не будет…

– Серьезная проблема – «черная археология». Каковы ее реальные масштабы?
Да, в Крыму есть что грабить... Более 5600 памятников археологии! Грабят скифские городища и курганы, античные города, римские крепости, могильники эпохи великого переселения народов, руины византийских и генуэзских крепостей, средневековые пещерные города и другие. С начала 90-х годов грабеж приобрел массовый характер. Грабителей прежде всего привлекают античные и раннесредневековые некрополи: в Бахчисарайском, Белогорском, Кировском, Ленинском, Сакском, Симферопольском, Черноморском районах, на территориях Алуштинского, Керченского, Феодосийского, Ялтинского горсоветов. Можно предположить, что стоимость многих из похищенных ценностей превышает десятки тысяч долларов США. В 2010 году были зафиксированы факты разграбления могильника на территории Красномакского сельского совета Бахчисарайского района, могильника в урочище Алония в Ялте, кургана у села Демьяновка Симферопольского района, Нейзацкого могильника в Белогорском районе, могильников городища «Алма-Кермен» близ села Заветного, Краснозоринского городища близ села Красная Заря, могильника близ села Суворова, могильника Усть-Альминского археологического комплекса близ села Песчаного, могильника на склоне горы Татар-Ялга у села Высокого, архитектурно-археологического комплекса Эски-Кермен у села Холмовка (Бахчисарайский район), античного городища и могильника в урочище Артезиан близ села Чистополье Ленинского района. В 2011 году нами были зафиксированы факты незаконных раскопок могильника в охранной зоне памятника национального значения – пещерного города Бакла у села Скалистого Бахчисарайского района, могильников в урочище Алония (Ялта), у с. Лучистого (Алушта), у сел Левадки и Опушки (Симферопольский район).

– Есть ли решение проблемы?
– Мы работаем. Когда в июне представители рескома зафиксировали грабительские раскопки могильника у села Опушки, мы вызвали оперативную группу. Правоохранители в течение получаса прибыли на место и начали следственные действия. Но большинство таких преступлений остаются безнаказанными, хотя статья 298 УК Украины предусматривает лишение свободы до 5 лет. Наказываются только те «гробокопатели», которых удается поймать за руку, поэтому такого типа охрана неэффективна. Я может быть, опережая события, могу сказать, что в ближайшее время рескомитет запускает новый метод охраны памятников археологии, который будет иметь высокую эффективность. Когда мы объявим об этом, это уже не будет секретом, «снять» такую охрану будет невозможно, разграбление памятников будет также практически невозможным.

На фото: 18 апреля 2012 года, Симферополь. Лариса Опанасюк (в центре) начала свою деятельность на посту руководителя Рескома по охране культурного наследия с организации всекрымской акции «Сохраним культурное наследие Крыма вместе!»: две сотни крымчан взялись за руки и проскандировали «Крым – наш дом!».

Николай Семена
Фото Светланы Борисовской