Анатолий Могилев отказался идти в депутаты

Это позволяет рассчитывать на стабильность системы управления в Крыму
 
Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев не будет баллотироваться в народные депутаты Украины на выборах, которые грядут 28 октября.
 
С одной стороны, такой четкий и недвусмысленный ответ был дан журналистам с понятным намеком – чтобы закрыть циркулирующие слухи и толки. С другой, он стал достаточно неожиданным, потому как предвыборная кампания для любого политика – это «звездный час» в разном масштабе и измерении. Добровольно от него не отказываться – ну, не знаем мы таких многочисленных примеров. Отказываются или по возрасту, или по состоянию здоровья. Но, судя по всему, в Украине начинает вырабатываться другая политическая традиция.
 
Показал себя
Почти пять месяцев назад, в первые дни после назначения Анатолия Владимировича крымским премьером, мы отмечали, что крымчане ждут от нового главы правительства проявления нескольких качеств – политического лидерства, настроенности на практическую работу и соблюдения принципов законности. Сегодня можно подводить первые итоги – и тенденции ясны, и факты, как говорят, налицо.
 
Достаточно быстро Могилев сумел занять ключевой пост в республиканской организации Партии регионов. Учитывая, что механизм партийной работы сегодня совмещен с кадровой ответственностью руководителей районных администраций и городских голов, неудивительно, что премьеру несложно контролировать по партийной линии решения местных властей, а самое главное – эффективно следить за выполнением предвыборной программы крымской организации «бело-синих». Ведь, что ни говори, а именно осуществления обещанного осенью 2010 года ждут сегодня крымчане.
 
Конечно, кто-то справедливо заметит: отождествлять партийную вертикаль с системой власти на местах неправильно. Однако есть нюанс, характерный именно для Крыма. Согласно результатам выборов, вся вертикаль власти в автономии сосредоточена в руках одной политической силы. Соответственно, именно на этой политической силе и лежит ответственность за все принимаемые решения. В этом смысле Могилеву удалось наладить взаимопонимание и планомерную системную работу с постоянными комиссиями Верховного Совета. депутатский корпус хоть и нельзя сегодня назвать очень уж политически активным (за исключением нескольких депутатов от оппозиции), но и случайных людей в нем стало явно меньше.
 
Чего нельзя не заметить, так это отсутствия напряженности или соперничества между Анатолием Могилевым и председателем Верховного Совета Крыма Владимиром Константиновым. Похоже, оно и не входило в ничьи планы. Просто на сегодня изменились акценты и приоритеты. И совсем недавно политическая роль, которую имела должность спикера, теперь все больше сводится, как и положено, к представительским и законодательным функциям, а практическая политика – реально делается в Совмине.
 
Принципы работы Совета министров озвучены четко и ясно – либо чиновники работают в рамках своих обязанностей и обеспечивают результат, либо уходят. Можно констатировать: Могилеву удалось сбалансировать крымскую власть, преодолено разделение на «своих» и «чужих», кадровая политика приобретает все больше системности. Изменение структуры Совета министров, произведенное Анатолием Владимировичем, позволило обозначить реальные проблемные участки, а значит, показало и пути их решения в объемном, предметном измерении. Последний кадровый «призыв» – вице-председателя Валерия Пальчука – опять-таки стоит относить не столько к политике и следствию объединения «Сильной Украины» и Партии регионов. Инвестиции, за которые будет отвечать новый вице-председатель – еще одно важное направление работы власти.
 
Надо сказать, что без привлечения серьезных средств автономия вряд ли сможет осуществить реальный качественный экономический скачок. Поэтому настроенность руководителя исполнительной власти на динамичное развитие инвестиционных проектов – это реальная возможность выполнить предвыборные обещания. Озвученные Анатолием Могилевым инициативы по проекту развития западного побережья Крыма и созданию в Крыму мощного сельскохозяйственного комплекса – подтверждение серьезности намерений власти.
 
И о законности. Конечно, ждали некоторые журналисты от Могилева привычного от человека в погонах «не потерплю!». Но не дождались. Премьер сумел проявить себя как дипломат – и, например, успешно продолжить линию Василия Джарты, соблюдая законность в сфере земельных отношений. Власть не давит, но однозначно диктует правила игры сообразно действующему закону. Принимать его или нет – это моральный выбор как политиков, так и избирателей. Все остальное – чисто лозунговая политика.
 
На своем месте
В принципе, отказ баллотироваться в депутаты означает, что у Могилева нет «запасного аэродрома» для себя. Если рассуждать с позиций политической логики, то его возможное участие в выборах было бы продиктовано достаточно понятными мотивами: он – глава региона, базового для партии власти. Любые выборы – это отчет перед избирателями, поэтому присутствие крымского премьера в первой полусотне списка «бело-синих» было бы просто логичным. Участие же в выборах от мажоритарного округа – просто бы продемонстрировало уровень поддержки населения.
 
Однако Анатолий Владимирович отказался и от первого, и от второго варианта, сколь бы привлекательными они ни были. Что стоит за этим отказом? Ведь все крымские политики высшего ранга, начиная еще со времен Анатолия Франчука, старались обзавестись киевским мандатом, иногда, кстати, даже напрямую нарушая закон. Вспомним: и уже названный Франчук, и Валерий Горбатов, и Сергей Куницын, и Леонид Грач, и Борис Дейч, и Василий Киселев обязательно, но с разным успехом присутствовали в качестве кандидатов в народные депутаты Украины – и в 1998-м, и в 2002-м, и в 2006-2007-м годах. Почему же Могилеву не интересна эта, во всех смыслах, заманчивая перспектива?
 
Во-первых, потому что он явно предпочитает стиль политика дела. А именно на должности в исполнительной власти это можно реализовать с большей эффективностью. Во-вторых, украинская политика явно приобретает черты сугубо постановочного действа, когда и власть, и оппозиция играют по определенному сценарию, оговоримся сразу, не договорному, с сюрпризами и реальной борьбой. Но этот сценарий имеет мало общего с реальной жизнью, а больше отражает нравы жителей Верховной Рады, функционеров политических партий и нескольких десятков участников околополитических «тусовок». Человеку, нацеленному на практический результат, это вряд ли интересно. И, в-третьих, осмелимся предположить: Анатолий Могилев действительно комфортно чувствует себя на занимаемой должности, что повышает эффективность его управленческой работы. А это значит, что менеджер нашел свое кресло. И успех работы руководителя автономии будет прямо отражаться на реальном улучшении жизни крымчан.
 
Николай Карпов