Смертельный экспонат в коллекции вершин

В Пакистане расстреляли 11 альпинистов, трое из которых украинцы. «редакция» поговорила с людьми, которые знали погибших и встречались с ними на крымских тропах

Трагедия произошла в ночь на 23 июня. Группа террористов ворвалась в базовый лагерь альпинистов у подножия горы Нанга Парбат (север Пакистана, высота 8125 м), вывела спортсменов и расстреляла их. Среди погибших оказалось трое харьковских альпинистов.

Информация о кровавой расправе со спортсменами поступила в тот же день, 23 июня. Уже утром все спортивное сообщество стран СНГ обсуждало новость в Сети, созванивалось со знакомыми, которые тоже находились в Пакистане. Как выяснилось, страна довольно популярна среди восходителей.

– В Пакистане сходятся три самых больших горных систем мира – Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. Это огромная горная страна, просто Непал у всех на слуху, а в Пакистане – горы повыше и на любой вкус, в общем-то, – рассказал одесский скалолаз и альпинист Александр Лавриненко. – Кроме того, там нет постоянных муссонов, погода в течение года, как у нас. Сейчас все, кто собирался ехать в Пакистан, сдают билеты. 

Имена погибших альпинистов уже установлены, тела опознаны, хотя это было непросто, стреляли в голову (по некоторым свидетельствам, били прикладами), убиты трое китайцев, двое словаков, литовец, пакистанец и непалец. Украинский спорт потерял Бадави Кашаева, Игоря Свергуна и Дмитрия Коняева. Все они из Харькова, где формировалась экспедиция на Нангу Парбат. Александр Лавриненко говорит, что из трех погибших знал только Игоря, но не очень близко. Тот занимался коммерческими турами, водил людей в горы по всему миру, в том числе пересекались и в Крыму. Последний раз видел его в Судакской контрольно-спасательной службе, тоже с группой. 

А вот Михаил Ситник, альпинист, мастер спорта международного класса, руководитель крымской школы «Категория трудности» знал Игоря Свергуна ближе.

– Хороший спортсмен, у него была специализация – высотный альпинист. Участвовал во многих серьезных экспедициях, одна из них – с Сергеем Бершовым по южной стене Лходзе, это одна из проблемных стен, тоже востмитысячник. Экспедиция в Пакистан была сборной, сейчас многие так делают. Кроме украинцев, в ее составе были еще два грузина, им повезло, они были на горе, и два словака, их убили. 

Михаил Ситник также сообщил, что по спортивным меркам маршрут на вершину Нанга Парбат, по которому собирались подняться харьковчане, довольно рядовой.
– Есть такая коллекция – 14 вершин восьмитысячников, многие за ней гоняются, – говорит спортсмен. – Часть из них находится в Гималаях, в Непале, а пять вершин на Каракоруме. Экспедиция не носила спортивного характера, тем более что она не была самостоятельной, там участвовали еще три экспедиции: польская, которой повезло больше всех, все поляки были наверху, погиб один, еще одна – китайская. 

По словам Михаила Ситника, Игорь Свергун часто приезжал в Крым, потому что любой украинский (да и российский) альпинист вне зависимости от квалификации проходит подготовку в крымских горах. Есть у Ситника и своя версия случившегося.

– Я в Пакистане бывал много раз, и всегда было спокойно, потому что они очень боятся своей армии. Такое впечатление, что случившееся не столько связано с политикой или религией, скорее всего – с наркотиками. Там рядышком есть перевалы, через которые наркоту могут переправлять из одного региона в другой, власть мешает, перекрывает каналы, и вот они провели эту акцию устрашения.

Михаил Ситник сейчас готовит свою экспедицию на Кавказ, в составе которой будут украинцы, в том числе крымчане, а также спортсмены из России. Случившееся не меняет планов восходителей, по словам Михаила Александровича, тревожно сейчас везде и невозможно предсказать, где можно столкнуться с подобной ситуацией.
Хотя, как известно, месяц назад украинский МИД призывал жителей страны ограничить поездки в Сирию и Пакистан в связи с тревожной обстановкой в этих регионах.
Спортивное сообщество в связи с терактом (как ни крути, по-другому это трудно назвать иначе) раскололось на два лагеря. Безусловно, все высказывают соболезнования семьям погибших. Но какова граница риска, вопрос остается открытым. Тем более что нападения на спортсменов были и раньше. На сайте risk.ru один из пользователей с ником oldchainik2 написал: 

– Все просто: жизнь коротка, а побывать хочется везде. Поэтому люди просто закрывают глаза на негативную информацию и едут в надежде, что не все так уж страшно. В Пакистане и до этого случая были единичные убийства. Но это не шокировало и не заставляло задуматься. Надо, наверное, искать для отдыха горы поспокойнее в политическом плане. Но отказываться от иностранных гор лично я не готов и многие тоже.


Сотни пакистанцев вышли на улицы с плакатами с извинениями и соболезнованиями семьям погибших.

За убийство заплатит Пакистан
Украина потребовала от властей Пакистана выплатить денежную компенсацию родственникам украинских альпинистов, погибших от рук боевиков. Об этом заявил в понедельник исполняющий обязанности главы департамента информационной политики МИДа Украины Евгений Перебейнос, передает РИА Новости. Отвечая на вопрос о сумме компенсации, он сказал, что она будет согласовываться с родственниками убитых альпинистов.

Месть талибов?

Пакистанская ветвь движения «Талибан» заявила о создании нового подразделения, предназначенного для нападения на иностранных граждан на территории страны. Как передает Би-Би-Си со ссылкой на представителя талибов, эта мера стала ответом на решение международной общественности о продолжении атак американских беспилотников в Пакистане. Ответственность за нападение взяли на себя исламистская террористическая группировка «Джундуллах» и пакистанские талибы. По делу об убийстве уже арестованы 36 человек.