Главный тренер сборной по боксу Дмитрий Сосновский «Едем как на войну»

В боксерской дружине, которая отправляется в Казахстан, двое спортсменов из десяти – крымчане

В понедельник в столице Казахстана открывается чемпионат мира по боксу. 17-й по счету. Предыдущий чемпионат в Баку в 2011 году для нашей страны стал «золотым»: четыре золотых медали и одна серебряная и мы – первые в командном зачете среди 127 стран мира. В этом году наш полуостров на чемпионате будут представлять двое спортсменов!

– Настроение боевое! А как еще может быть, – бодро говорит Дмитрий Дмитриевич. – Едем как на войну – воевать и строить команду. Практически из 10 человек, которые едут, у нас только один даже не медалист, а просто участник прошлого чемпионата мира – Коля Буценко в категории 56 кг, который представляет Винницу, а все остальные впервые. Ваш земляк из Керчи Вадим Кудряков (49 кг) – очень перспективный парень, с Божьей помощью он может вырасти в мирового боксера, 1994 года рождения, а на чемпионате Европы среди взрослых ему чуть-чуть не хватило до медали! – Александр Шепелюк (52 кг) из Ровно, Дима Черняк из Донецка 60 кг, в категории 64 кг. еще один ваш земляк – Слава Кислицын, который помимо Крыма представляет Винницу, дальше – Денис Лазарев из Хмельницка (69 кг), Дима Митрофанов (75 кг) – Чернигов, 81 кг – Александр Ганзуля сейчас будет представлять Днепропетровск и Львов, в 91 кг – Арсен Азизов из Харькова и в категории +91 кг. Егор Плевако из Харькова.

Этот чемпионат будет проходить без защитных шлемов. Ваше мнение по этому решению?

– Когда их вводили, я нормально отнесся, но давно-давно говорю: я за то, чтобы убрали шлемы... Но с этим подзатянули, и теперь не совсем равные условия: например, чемпионат Европы был со шлемами, а, допустим Казахстан два-четыре соревнования провел уже без шлемов. Ну ничего, день-два турнира и все станет на свои места. Просто меняется тактика: когда они в масках, руки прижимают близко к голове, идут в глухую защиту, а когда масок нет, хоть и прижмешь руки к голове, бьют по перчаткам, а все равно больно. Поэтому тактика будет меняться и она, мне так кажется, будет хитрее и красивее. Из-за шлемов пропадала дальняя дистанция, все старались поднять руки и вести бой на средней или ближней дистанции, теперь это небезопасно: сильный удар прошел – и больно, и рассечение можно получить.

– Вы тренер суеверный?

– Дайте угадаю: вы, наверное, хотите спросить на сколько я рассчитываю медалей?.. Я не суеверный и не верю в приметы, я верю только в Господа Бога. Но я не люблю говорить на что рассчитываю. Вот у меня часто спрашивают и про медали, и есть ли у нас новые Ломаченко и Усики. Да, есть у нас способные и талантливые ребята, но надо проделать огромную работу, чтобы трансформировать талант в результаты. Вот к успеху с той, звездной командой мы шли два олимпийских цикла. Сейчас мы строим новую команду, с этими ребятами мы отработали уже почти год, выполнили много работы по общефизической и специальной подготовке, тактико-технической, но в команде – дети 1994, 1994, 1992 годов рождения. Меня больше всего беспокоит как они выдержат турнир, как они проявят качества над которыми мы работали, и на правильном ли пути мы стоим. Мы сегодня формируем команду с чистого листа.

– В 2016 году сборная будет собой представлять сплав молодости и опыта?

– С Ломаченко, Тарасом Шелестюком, Усиком все понятно, они в профессионалах. Из той команды остается Гвоздик, Хитров Женя. Я не хочу никого обидеть, но говорю: они важны для команды, но сами должны помнить, что тот великий результат, который они показали, был вчера, а сегодня и завтра – это будет сегодня и завтра, надо по-новому работать. Никто, ни Гвоздик, ни Беринчик не поедут на Олимпиаду за былые заслуги. Меня как главного тренера, например, не устраивает тот бокс, который показывает Беринчик. Когда он демонстрировал хороший бокс, он не проигрывал бои. Что бы там кто не кричал, он проиграл бой в WSB молодому мальчишке, который в свою очередь на Чемпионате Европы проиграл в первом же бою. Он проиграл в полуфинале Универсиады. Но самое главное, я его увидел в Ивано-Франковске на универсиаде студентов и мне было стыдно, что серебряный призер Олимпийских игр и чемпионата мира показывает настолько грязный, брутальный бокс. В какой бы форме ни был Саша Усик, он себе такого не позволяет. 

… Вот Чемпионат мира закончится, а я уже в голове прокручиваю следующий год, потому что в 2014 году не будет ни чемпионата Европы, ни мира. Поэтому на следующий год нужно два старта – на май серьезный сбор с какой-нибудь хорошей командой – узбеками, кубинцами или россиянами и в конце года что-то подобное. Я разговаривал с президентом крымской федерации Александром Мельником, возможно, ваш турнир памяти Педро Саэса сделаем в форме небольшого чемпионата мира, пригласив сюда стран 20-30.

– Поговорим о дне вчерашнем. Предыдущие успехи сборной – это результат роста уровня отечественной школы, стечение обстоятельств – в чем главная причина успеха?

– Стечение обстоятельств? Да я особо не вижу… Разве что обстоятельство в том, что такой подбор хороших ребят, то что их собралось 7-8, то это спасибо Богу, с его помощью… Вот из тех, кто «выстрелил», я считаю, с медалью мог ли быть еще Жора Чагаев, и Рома Капитоненко. Имея семерых боксеров высокого уровня, завоевывали пять медалей, а с десятью, то минимум семь-восемь медалей взяли бы. Но тяжело…

Я оцениваю команду по боевым единицам. Моя мечта, чтобы в команде было 10 боевых единиц по уровню и мировому классу равных Усику, Шелестюку или Хитрову, чтобы и в категории 49кг. был боксер уровня Усика и в супертяжах был боксер по уровню Усика. Но это не реально, хотя и бокс в Украине массовый вид спорта. Вот на чемпионате Европы среди кадетов медали взяли 16 человек, но многие из них потеряются. Мы как-то взяли один год рождения и насчитали в этой возрастной группе семь чемпионов мира и Европы, но из них ни один не пришел во взрослую команду. Видите, сколько теряем!

– В чем причина?

– Первая причина, что на определенном этапе мы уже не можем их финансово и материально обеспечивать. Семьям становится тяжело тянуть и они бросают бокс. Хотя и государственная поддержка для ребят тоже есть, да ставка маленькая, но если ты цепляешься за Европу, за мир, там уже денюшка может быть хорошей, стипендии…

Еще один фактор – психология. Очень страшно, когда с юношеского возраста их натаскивают на результат. Я борюсь с этим, но пока стою на нулевой отметке. Я объясняю, что медали не главное. Поймите, все качества, например, сила, координация движения, имеют свойство развиваться в определенный период. И когда ребята к ним попадают надо больше работать над этими качествами, а в это время они работают только на результат и маленький организм убивают и физически и психологически. К 18 годам у них по 300-400 боев. Вы представляете, что такое ребенку выйти в ринг? Я не знаю, кем надо быть, чтобы выходить в ринг и не переживать. С 10 лет он начинает переживать, волноваться, что создает психологический барьер. Вот наши поехали и взяли 16 медалей, а почему? Потому что в Европе детей так не занимают боксом. Некоторые страны могут привезти на соревнование 1-2 боксера. А выставить 18 человек даже для такой команды как Франция – утопия. Уверен, что такой состав выставила только Россия и Украина, а это учитывайте 1999-2000 года рождения и так из группы в группу их грузят и когда переходить во взрослую команду у него 300-400 боев.

…В Сиднее команда завоевала пять медалей, столько сколько в Лондоне, только без золотых. После Олимпиады 100% команды ушло, только братья Сидоренко отбоксировали на чемпионате мира и ушли в 2001-м… И чем это закончилось? В 2004 году в Афинах не было ни одной медали. Мы начали к 2008 году готовиться, собрали команду и завоевали две медали – «золото» и «бронзу», но на Лондон нам удалось сохранить 98% команды, мы сохранили и добавили таких ребят как Хитров, Беринчик. Мы восемь лет имели возможность с ними работать. Это очень важно.

– В чем феномен братьев Кличко?

– В совокупности ряда качеств и наверное обстоятельств. Они своеобразные ребята, может у них нет максимального набора качеств необходимых боксеру, но у них уникальные антропометрические данные для боксеров-тяжеловесов, они физически крепкие ребята. Они оба хара́ктерные, ведь в жизни у них разные ситуации были, Вова, например, мог сломаться после нокаутов, проигранных поединков, но он выстоял и еще прибавил. Любовь к боксу, самоотверженность, самоотдача, работоспособность привели их к лидерству. Некоторые говорят: вот они сейчас выходят только за деньги. Сейчас, может, и за деньги, но сегодня они на это имеют право: они долго работали над тем, чтобы стать теми, кем стали, заработать имя, которое теперь работает на них и приносит прибыль.

–Из обычного человека воспитать боксера высокого класса реально?

– Идеальный боксер высокого класса – это большой набор качеств и природных задатков и таковых их можно насчитать несколько десятков. Например: легкость, ловкость, быстрота реакции, чувство дистанции, момент нанесения удара, сила удара, общая выносливость, специальная выносливость, реакция простая и сложная и так далее. Их никто не имел в полном объеме: ни Тайсон, ни великий Мохаммед Али, ни наши братья Кличко. Но если есть хотя бы 4-5 из этого списка, то можно воспитать хорошего боксера. И это только физические компоненты я назвал! А психологические? Ломаченко никогда бы не стал таким великим боксером, если столько много не работал. Работоспособность не каждому дана. Сколько было талантливых, но ленивых спортсменов. Лень прибила, пошел гулять, курить махорку, еще чем-то заниматься, но только не боксом. Еще один пример качества характера: у меня зал во Львове полуподвальный и все мои успешные воспитанники заходят и говорят классно, здесь так потом пропахло, рабочая обстановка, это мое! А другой заходит: фу, тут потом воняет, никогда в жизни не буду здесь заниматься. 

Если же качеств нет, то мы можем обучить только нескольким приемам, защитным действиям, махнуть рукой, нанести удар, но сделать из него боксера не получится. Это нереально.

– На страницах нашей газеты мы как-то рассуждали о важности интеллекта в боксе Аргументы «за» от главного тренера сборной?

– Вы правы, потому что бокс сам по себе сложный вид спорта... Для меня все боксеры высокого класса были интеллектуальными и умными ребятами. Да давайте посмотрим из известностей. Пифагор занимался боксом, Пушкин занимался боксом, Кобзон занимался боксом, Пономарев тоже боксировал.

Мой тренер мне говорил: Дима, ты смотри, и как ребята тренируются, и за их общим развитием, как они учатся в школе, как они дома, на улице ведут себя. Интеллект заключается не только в том, сколько ты прочитал книг или сколько раз сходил в театр, это нечто больше того, чему ты научился, это нечто шире. Это и духовность, и уважение к старшим и умение вести себя. Интеллект это умение мыслить в критических ситуациях, это хорошая память, умение быстро принимать решение, умение оперативно ориентироваться в ситуации, это реакция и проведение комбинаций, которых очень много, это и психология. Те ребята, которые в чем-то ограничены, бой могут превратить лишь в грубую драку. Чтобы вести бой, как Саша Гвоздик, Саша Усик или Вася Ломаченко, поверьте, надо быть высокоинтеллектуальным.

Сергей Георгиев
Фото Светланы Борисовской

на фото: Дмитрий Сосновский – профессиональный тренер и прекрасный собеседник: по делу, откровенно и если надо – остро