Известный актер и начинающий режиссер Сергей Жигунов рассказал «Газете», зачем он вслед за своими предшественниками решил экранизировать «Трех мушкетеров» и почему в картине «импортные» персонал и техсопровождение
Заслуженный артист Российской Федерации Сергей Жигунов приехал в Крым накануне выхода в прокат своей картины «Три мушкетера», в которой участвует сразу в трех ипостасях (нет, не Атоса, Портоса и Арамиса) - режиссера, продюсера и соавтора сценария. Премьерный показ фильма, который создатели позиционируют как самый дорогой из российских, снятых в постсоветское время (говорят, ее бюджет составляет 12 млн. долларов), состоялся в ялтинском кинотеатре «Спартак». Там же актер ответил на вопросы «Газеты».
- Сергей, почему вы для своего режиссерского дебюта выбрали эту, мягко говоря, заезженную историю?
- У Дюма настолько благодатный сюжет, что в нем каждый может найти все, что он хочет. Я все время чувствовал неудовольствие от того, как выглядела эта история и эти герои в последние 10-15 лет. В советское время сняли неплохой фильм «Три мушкетера», но с тех пор прошло 35 лет, и мне сейчас есть что сказать. Я очень уважительно отношусь к Дюма, поэтому его сюжет мы не трогали, но поработали над диалогами. Получилась динамичная история, адаптированная к восприятию современного зрителя. И герои, на мой взгляд, стали ярче и выразительнее, более живыми и близкими. Я понимаю, что с Портосом происходит, с Арамисом и Атосом, чего хочет д’Артаньян. И я вижу, что артисты это понимают, они это играют очень точно. Мне было легко и приятно собирать актеров, они все очень хотели эти роли сыграть. (В фильме занято много молодых актеров, но снимаются и мэтры - например, Василий Лановой в роли кардинала Ришелье. - Ред.) На площадке они любили и ненавидели по-настоящему, то есть в историческом пространстве Дюма очень ярко проживали свою жизнь, они все были в страстях.
- Вы рассказали, что на съемочной площадке работали чешские и литовские каскадеры, французский постановщик боев и вообще пол-Европы. А чем вас отечественные кадры не устроили?
- Это еще не все: в техническом обеспечении у нас работали немцы, в простпродакшене - финны. Да, это получился такой общеевропейский проект. Трюками и сценами с фехтованием занимался Мишель Карлье, который ставил трюки в картине «Фанфан-тюльпан», был французский монтажер, работавший в «Перевозчике», «Такси» и «Фанфане». Музыку к фильму исполняет Лондонский симфонический оркестр на знаменитой Air Studios, где записывались «Пинк Флойд» АВВА, «Дюран Дюран». То есть мы взяли всех технарей по направлениям, которые у нас сейчас не очень развиты. Я имею в виду приключенческое и жанровое кино. Просто они умеют делать то, что мы не умеем.
- А чем российские симфонические оркестры не угодили?
- Сегодня Лондонский симфонический - лучший оркестр, который исполняет музыку к кино, он входит в тройку лучших оркестров мира. Это великие музыканты, потрясающие звукорежиссеры. Наши специалисты так не могут - у них теряются эмоции. Но, кстати, главный дирижер Лондонского оркестра - Валерий Гергиев (художественный руководитель Мариинского театра. - Авт.). Но я об этом узнал уже в Лондоне.
- Кто из великих режиссеров вас вдохновил на эту работу?
- Никто. Я бы Бессону с удовольствие отдал снимать это кино. Главным образом меня вдохновило то, что я как продюсер не нашел нужного мне режиссера, которому мог бы доверить эту картину, поэтому все пришлось делать самому.
- Сергей, теперь с позиции не только актера и продюсера, но и режиссера расскажите, в чем проблема современного кино и почему мы так мало видим хороших фильмов?
- Основная проблема современного кинематографа - его безэмоциональность и схематичность, навязанные нам «большим американским кино». То есть кино от бизнеса. И отсутствие честных эмоций и живого чувства, когда зритель идет в кинотеатр есть поп-корн и пить кока-колу, а не получать и переживать эмоции, - проблема. Почему так захватывают зрителей (и дают высокие кассовые сборы) комедии? Там всегда присутствуют эмоции. А если брать другие жанры, то кино стало холодным и мертвым. Есть такой термин «цветокоррекция». Финны нам делали постер к фильму: «Вот он будет таким серо-синим». Я спрашиваю: «А почему оно все такое отстраненное, холодное, мрачное, как гранитное надгробие, не вызывающее желания сопереживать и сочувствовать героям?» Они говорят: «Так сейчас модно, это европейский тренд». После этого у меня с ними был серьезный скандал и конфликт, потому что с этим «графитом» не хочется иметь ничего общего.
Будет и телесериал на 10 серий
«Продюсерский центр Сергея Жигунова» начал работу над историческим приключенческим фильмом «Три мушкетера» летом прошлого года. Половина съемок велась в Чехии, вторая - во дворцах Санкт- Петербурга (Петродворец, Гатчина, Выборг). По замыслу авторов «Три мушкетера» выйдут в двух форматах - полнометражная лента для широкого фоката и телевизионный сериал (из 10 гсерий). 14 ноября стартовал премьерный показ полнометражки в России и Украине (показ прошел в Киеве, Днепропетровске, Севастополе и Ялте), а телесериал выйдет позже. Сейчас, по словам Сергея Жигунова, он ведет переговоры о прокате «Трех мушкетеров» в России, Украине, Казахстане, а также еще с 21 страной - Швецией, Италией, Испанией, Германией, Южной Кореей, Японией, Бразилией, Мексикой и другими.
В фильме играют: Атос - Юрий Чурсин, Арамис - Павел Баршак, Портос - Алексей Макаров, д'Артаньян - Риналь Мухаметов, Анна Австрийская - Мария Миронова, Людовик XIII - Филипп Янковский, миледи - Екатерина Вилкова, ювелир Жер- тье - Владимир Этуш, капитан де Тревиль - Александр Лыков, кардинал Ришелье - Василий Лановой, Констанция - Анна Старшенбаум...
Считай, крымчанин
Кинопродюсер и актер Сергей Жигунов родился 2 января 1963 года в Ростове-на-Дону. Закончил Щукинское училище. Был женат на актрисе Вере Новиковой, затем - в 2008 г. - на Анастасии Заворотнюк. Снялся почти в 50 советских и российских фильмах. Наиболее известные - сериалы «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины», «Моя прекрасная няня». Продюсировал около 20 отечественных фильмов.
В Крыму бывает регулярно: у него свой дом в Гурзуфе и, говорят, квартира в Приморском парке в Ялте.
на фото: Легендарная четверка «по-жигуновски»: (слева направо) Портос - артист Алексей Макаров, Атос - Юрий Чурсин, д Артаньян - Риналь Мухаметов, Арамис - Павел Баршак. Красавцы как на подбор.