В космос - на глубину

Корреспондент «Газеты» впервые погрузился с аквалангом на глубину Черного моря. Впечатления захватывающие, но челюсть побаливала

Многим современным туристам валяться на пляже летом становится неинтересно. В поисках новых впечатлений и ярких фотоотчетов экстремалы идут высоко в горы, плывут на каяках в море, прыгают с парашютами и гоняют на картах. Особо популярен в последние годы дайвинг – дно Черного моря не менее богато, чем поверхность Крыма. Но безопасно ли нырять без спортивной подготовки и где лучше начинать? «редакция» делится впечатлениями от первого погружения с теми, кто еще колеблется.

В Крыму Евпатория – идеальное место для обучения и первых погружений с аквалангом. Потренироваться можно в мелкой воде, подводные скалы для осмотра начинаются на небольшой глубине, дно без глубоких ям. Руководитель дайв-клуба «Наяда» Михаил Базаров работает инструктором по дайвингу 40 лет – у него за плечами опыт организации серьезных экспедиций и обучения. Первым делом всматривается в наши лица, кажется, с недоверием, но потом выясняется, что оценивает. «Если я вижу, что человек боится или не уверен, я просто не берусь. Зачем? Дайвинг должен приносить удовольствие», – с улыбкой говорит он. 

Как выяснилось, для первого раза доступен только интродайв, то есть погружение с инструктором. Подготовка к нему серьезная. Сначала теория: объясняют, как работает снаряжение, и настраивают на нужный лад. Категорически противопоказано нырять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилептикам, астматикам, гипертоникам. Конечно, с каждого справку не потребуешь, рассказывает Михаил, но все, кто пытался обойти ограничения, вредили исключительно себе. Возрастных ограничений практически нет – занимаются с восьми лет и хоть до 80, погружаются даже нарушениями опорно-двигательной системы, главное – уверенность в себе и хорошее самочувствие.

В практической части инструктор прорабатывает возможные проблемы: слетела маска или в нее затекла вода, изо рта выпала трубка легочного автомата и т. д. «Вы сейчас погрузитесь, и первое впечатление, что ничего сложного. Ничего подобного. Я занимаюсь много лет и половины не знаю. Важен визуальный контакт – я по глазам вижу, что сейчас с вами будет. Что-то не то – и у вас паника, а паника под водой – это самое плохое. Начинается быстрое дыхание, махание руками», – делится опытом инструктор Валерий Борзенко. Никто не погрузится, пока не поймет, как себя вести в нестандартной ситуации. Надеваем гидрокостюм, баллон с воздухом, жилет плавучести, грузовой пояс, маску, ласты (всего килограммов 15) и несколько раз репетируем «продувание» – с углублением растет давление на барабанную перепонку, закладывает уши. Чтобы снять этот эффект, нужно крепко зажать нос и резко дунуть в него – уши приходят в норму. На мели убираем «собачье дыхание»: первый раз воздух с непривычки хватаешь рывками, будто топят, начинаешь суетиться… А дышать нужно медленно и глубоко – на дне должно быть так же комфортно, как и на берегу. И вот все успокоились, мы потихоньку спиной входим в воду и погружаемся на глубину.

Первое ощущение – оглушительная тишина вокруг. Слышно только собственное дыхание, и звук его в точности такой, как показывают в фильмах о дайверах или космонавтах. Приходит расслабленность – люди исчезли, вокруг только голубая вода, мелкие частички растений висят вокруг, как паутинки, снуют рыбешки. Мы в другом мире. С непривычки даже ластами грести забыла – чувствую, мягко под локоть поддерживает и ведет вперед Михаил Базаров. А вот и уши заложило, зажимаю нос, выдуваю воздух, идем глубже. Ощущение, что уши раздувает внутри. Инструктор по движениям понимает, в чем дело, и знаком показывает, что продуть нужно сильнее. Делаю, и действительно давление в ушах исчезает – становится легко. 

Ориентиров под водой нет, уже через две минуты я перестала понимать, в какой мы стороне и куда двигаемся. Все «по плану» – в маске вода, и видно плохо. Как учили, убираю лишнюю жидкость, и идем ниже. Паники нет: инструкторы не спускают глаз с нашей троицы. А на пятиметровой глубине уже становится интереснее: подводные извилистые скалы, рыбы крупнее, появились крабы, медузы, водоросли покрывают все выступы. Как аквариум, только ты внутри. У «правильного» дайвинга есть важная особенность – он абсолютно не вредит природе. Осторожно пробираясь в самые глубины, человек учится бережно относиться к окружающему миру, и мы наконец выступаем на равных. Декларация поведения дайвера, которую после курса обучения принимают все, такова: не ломать, не вредить, просто наслаждаться тем, что дает море. 

Скажу честно: почти все погружение инструктор меня вел. Потому что в голове крутятся три мысли: правильно дышать, продувать воздух и не бояться глубины. А в трубку легочного автомата вгрызлась так, что после выхода челюсть онемела минут на двадцать.

– Это неплохо для первого раза. Инструктору так работать удобнее, чем хватать слишком активного новичка, – успокоил Михаил Базаров.

В общем, впечатлений масса, в основном восторги. Если понравилось, турист может выбрать любой уровень сложности дайвинга: после ознакомительного погружения пройти обучающий курс и нырять уже глубже, первые эмоции сменят осознанные впечатления. На глубине более 10 метров можно дотронуться до серьезных объектов: затопленных кораблей, дикой природы, проплыть по живописным гротам и пещерам. И если любите внимание, то вам тоже в дайверы – на поверхности вокруг все время кружит, как минимум, стайка детей. «Папа, смотри, выходят!» – закричал с пляжа ребенок, как только мы появились из воды. Прямо 33 богатыря с Черномором во главе. Потом присоединяются и взрослые. «А сколько стоит?» – интересуется парень. И вот тут скрыт главный недостаток дайвинга. 350 грн. за погружение – стандартная цена. В общем-то, оправданная. Чтобы получить квалификацию инструктора, нужно потратить несколько тысяч долларов, экипировка одного дайвера обходится еще в полторы плюс заправка баллонов. А примерно раз в год костюмы нужно менять, они быстро изнашиваются. Так что удешевления этого вида туризма ждать, увы, не приходится.

Светлана Борисовская

Фото из архива автора

 

На фото: 14 июля, Евпатория. Инструктор Валерий Борзенко объясняет автору, как правильно надевать ласты в воде. Нужно стоять на одной ноге, вторую упереть пяткой в колено и быстро натянуть морской ботинок. Для новичка задача тяжелая, поэтому Валерий поддерживает за спинку гидрокостюма.

Детей учат борьбе под водой

В 2013 году в Евпатории прошел Первый кубок мира Всемирной конфедерации подводной деятельности CMAS по акватлону (система единоборств в воде и под водой) среди детей, в котором приняли участие команды Израиля, России, Молдовы, Литвы, Беларуси, Эстонии. Спортсмены совершают короткие схватки в воде и под водой при задержке дыхания, стремясь завладеть лентой, закрепленной на щиколотке соперника. Победителем раунда становился тот, кто первым показывал ленточку над водой. Кубок забрали местные ныряльщики.

Что можно посмотреть на дне западного берега Крыма?

Как пояснил Михаил Базаров, доступ к некоторым затопленным кораблям можно получить только в глубинах у Евпатории и Севастополя. Евпаторийские дайверы предлагают посетить следующие объекты:

– предположительно английская шхуна «Фома» лежит на глубине 4,5 м (район Нового пляжа). 15 ноября 1855 года она утонула в результате шторма;
– корабль «Урал-лес» находится на глубине 13 м. Он участвовал в эвакуации из Евпатории в октябре 1941 года;

– напротив пляжа Магнат покоятся сразу два крупных германских корабля. Canta-Fe в ноябре 1944 года следовал в Севастополь, вероятно, подорвался на мине и затонул на глубине 21 м. На его борту находились штурмовые орудия, авиабомбы, снаряды, бензин и т. д. По одной из версий, в декабре этого же года охотник за подводными лодками Uj-102 атаковал глубинными бомбами Canta-Fe, приняв его за подводную лодку, и в результате детонации груза лег неподалеку;

– на мысе Тарханкут обычно погружаются смотреть Аллею вождей – установленные дайверами статуэтки, бюсты, макеты на глубине 13 м. Кроме того, там много живописных подводных скал, гротов, выдающихся в море каменных гряд, пещер на глубине от пяти метров;

– «Затерянный город» на пятнадцатиметровом углублении вблизи села Штормового – нагромождение скал и гротов со следами обработки человеком. Предполагается, что обнаружены остатки древнего города. Заняться его исследованием ученые планируют в этом году;

– немецкий транспорт «Волга-Дон», затопленный в 1943 году, на сегодняшний день – самое большое и практически неповрежденное судно на доступной для дайвинга глубине (30 м) находится вблизи села Поповка.