Куклы в гробах конкурируют с конструкторами «Лего»

В одном из симферопольских магазинов вовсю идет торговля наборами для детей от 6 лет. В комплекте: куклы-вампиры, куклы-зомби и аксессуары, связанные с темой смерти

Куклы индонезийского и китайского производства от 369 до 1000 гривен вышли из-под фабричного конвейера вслед за мультсериалом Monster High – в русской версии «Школа монстров». Сделанный в Штатах, он явился на экраны три года назад и нашел массу поклонников среди детишек. На русскоязычном сайте Monster High поясняется: «Подрастающее поколение отдает дань культовой моде на эльфов, оборотней, вампиров и других сверхъестественных персонажей. Сердца вчерашних поклонниц саги «Сумерки» покорила Школа монстров».

Взрыв в «Фейсбуке»

О том, что гробы выставлены не в витрине магазина ритуальных услуг, а детского универмага, написал на страничке в «Фейсбуке» один из симферопольцев, Сергей Веселовский. Буквально за несколько часов обсуждение этой новости набрало более ста комментариев. 

Сергей Веселовский: «Выбор замечательный просто: утопленница, повешенная, еще какие-то суицидницы. Мы с товарищем, ежели честно, остолбенели. И ведь этот паноптикум не где-то в глубина магАзина прячется, а на самой что ни на есть центральной витрине».

Наталья Катюшина: «Я вашу компанию блюстителей морали сейчас доведу до припадка: у моих детей таких кукол уже коллекция из восьми штук, я из каждой поездки привожу им по две-три. Повальное увлечение ими среди девочек раннего школьного возраста началось с мультфильма, кстати, совершенно безобидного. НИЧЕГО СТРАШНОГО, эта мода скоро пройдет». 

Valery Lesov: «Один человек рассказывал историю, когда его мелкий сын сначала узнал про всяких монстриков-вампирчиков, а потом про праздник Пасха. И искренне восхитился, когда ему передали суть и очередность событий: Иисус, то, оказывается – Зомби!))».

Olga Dukhnich: «Инфернальное всегда модно или не было Анны Редклиф с «Тайнами Удольфского замка» и вообще всей готической викторианской прозы?»

Лучше один раз увидеть

Мнения людей разделились, и мы отправились в магазин, чтобы воочию познакомиться с кукольными монстрами.

Выглядят потусторонние девчонки с клыками (это вампирщицы), в принципе, мило. И черно-розовые гробы-кроватки тоже достаточно потешны. Коробки с наборами и пометой «Хит продажи »занимают несколько полок. Продавец-консультант охотно рассказывает, что появились игрушки недавно:

– Как только мультик выпустили. Может месяца четыре назад, может больше. 

– А берут их?

– Конечно! Детки очень их любят.

О том, что мультику уже три года, продавец, по-видимому, не в курсе. Но это показатель: мода на монстриков в юбках докатилась до Крыма только сейчас. Тем временем, индустрия легкой промышленности предлагает и тематические парты, и одежду, и виртуальные игры. 

В магазине еще один «Хит продаж»: конструктор «Лего». Под него отдана значительная большая площадь. И как пояснил нам продавец, берут его все же чаще, чем «Школу монстров», хотя цены на конструктор тоже кусаются: аж до 2 тысяч. Ну что ж, слава богу, созидание все же опережает разрушение. Как ни крути, для большинства жителей постсоветского пространства, смерть – антипод жизни, она разрушает тело и неизвестно что делает с душой (да простят нас, истинно верующие).

Так, да не так 

Для прояснения ситуации обращаемся к специалистам. Выясняется, что психиатрией, то есть болезнью, тут не пахнет. 

– Это больше психологический вопрос: об эмоциональном состоянии ребенка, – говорит Елена Кобельская, зав. детским отделением КРУ «Психиатрическая больница №5». – Детей, которые бы ко мне попадали с депрессиями из-за этих игрушек, не было! Депрессии, которые мне попадаются, больше связаны со взаимоотношениями с родителями, очень холодные стали родители, очень занятые, мамы, предпочитающие второго мужа, а не ребенка. 

Елена Александровна перенаправила нас к психологу своей клиники. Наталья Путятова тут же с оговоркой, что вопрос сложный и требует изучения, определила несколько направлений. Во-первых, детям 4-5 лет свойствен страх смерти. Раньше его одолевали с помощью Бабы-Яги и Кощея Бессмертного, которых в конце сказки побеждали добрые молодцы. Есть еще один пример: страх перед пауками и червяками заедают мармеладками такой же формы. Утрируя: съел одного – и страх ушел в желудок. 

Еще одна тема, которую подсказала Наталья Путятова, связана с тем, что начало любого века сопровождается страхами уже всечеловеческого порядка, а 2000-е это еще и начало тысячелетия. Отсюда такое обилие фильмов, которые последнее десятилетие повествуют о жизни мертвецов (сочетание еще то!). Возможно, мы сообща таким же образом, как дети, преодолеваем страх не только конца жизни, но и света? Есть над чем призадуматься. 

И еще одно наблюдение, сделанное филологом Михаилом Бахтиным, который изучал народную культуру и, в частности, природу карнавала: «В каждом карнавальном образе присутствует смерть». И, по всей видимости, преодоление смерти. 


Фото Анастасии Рябининой