Половина симферопольских очередников ждут квартиру с прошлого века

А те, кто встанет на очередь сейчас, при такой скорости ее движения, получат жилье через три-четыре десятка лет. В лучшем случае

Квартирный вопрос – один из самых главных в списке препятствий, мешающих людям вступать в брак, заводить столько детей, сколько хочется, да и просто нормально жить, с уверенностью глядя в будущее. В столице Крыма эта проблема очень острая – в очереди на квартирном учете состоит 11 239 человек. Могут ли они надеяться, что вообще когда-нибудь получат жилье?

Живучая надежда

Как оказалось, очередники надеются. Симферополец Олег, ветеран боевых действий в Афганистане, инвалид, ждет квартиру от государства почти 15 лет. Он мечтает о жилплощади не только потому, что она ему положена по закону, но и потому, что просто не может жить в крохотном двухкомнатном домике в 39 «квадратов» со своей бабушкой.

– Пока никаких подвижек нет, о скором получении квартиры и не мечтаю. Но, как говорится, надежда умирает последней! – говорит Олег.

Жительница столицы Крыма Юлия Ульянова, переехавшая сюда из Марганца Днепропетровской области, прописалась в общежитии и уже четыре года как состоит в квартирной очереди. В день подачи заявления она была 11 921-й, под каким номером в очереди сейчас – не интересовалась.

– Встала на квартирный учет, потому что ведь жилье по закону положено. И кушать эта очередность не просит. Надеюсь где-то в глубине души, хочется верить в лучшее, что квартиру таки получу, – говорит Юлия.

До сих пор, вероятно, ждет звонка из горисполкома и самый «старый» симферопольский очередник, который встал на квартирную очередь в 1974 году. Имени и фамилии его нам в отделе по вопросам квартирного учета и распределения жилья не сообщили, сославшись на защиту персональных данных. Сейчас он в очереди первый, но в общей очереди. А перед ним еще 2874 первоочередника и 773 внеочередника. А с учетом того, что при распределении жилья приоритет, естественно, отдается последним, неизвестно, когда же дождется своего жилья безымянный потенциальный счастливчик. А те, кто встал в очередь только сейчас, могут вполне повторить его, ждущего жилплощадь 39 лет, судьбу.


«У нас жилья столько нет»

Что говорить о людях, которые стоят в очереди на общих основаниях, если для остронуждающихся – внеочередников и первоочередников – жилья нет.
Как рассказал «Газете» начальник отдела по вопросам квартирного учета и распределения жилья Симферопольского горисполкома Андрей Трушицин, из общего количества очередников половина встала на учет до 2000 года, то есть еще в прошлом веке. И очередь постоянно растет. В прошлом году на учет принято 436 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

– Желающие до сих пор есть и приходят подавать заявления на постановку на очередь. А она и так задерживается. Например, внеочередники по закону должны в течение года получать, а не получается, потому что у нас жилья столько нет, – говорит Трушицин.

Он сообщил, что в 2012 году город выдал 225 ордеров на жилые и служебные помещения. Из этого количества именно свое жилье получили единицы – власти купили квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны, афганцев и чернобыльцев. Несколько квартир выданы в качестве служебного жилья работникам банка, прокуратуры, железнодорожникам и военным.

– Служебных квартир у нас мало выдается. Это наши предприятия и ведомства участвуют в долевом квартирном строительстве, вкладывают свои деньги, потом выдают жилье сотрудникам, – говорит начальник квартирного отдела.

Остальное жилье, на которое выданы ордера, – это бывшие комнаты общежитий, которые переведены в статус квартир. То есть людям, десятилетиями живущим в общагах, выдают документ на теперь уже их законное жилье.

Где же брать квадраты?

По словам Александра Трушицина, свободных и неиспользуемых помещений в Симферополе днем с огнем не сыщешь. Лишь изредка в распоряжение города попадают квартиры, оставшиеся от одиноких умерших людей.

– Если эти квартиры неприватизированные, то мы их распределяем в соответствии с очередностью – получают их внеочередники. Если приватизированы, ждем в течение года, подаем иск в суд и признаем квартиру, если нет наследника, за громадой. Но таких квартир не так много, в основном есть наследники, – говорит Трушицин.

Несколько лет назад городские власти лишились еще одного источника получения «квадратов» – тогда строительные организации, по закону, построив дом, должны были 10% введенного в эксплуатацию жилья передавать громаде. Однако в годы «правления» Юлии Тимошенко эту норму закона упразднили.

Сейчас у городских властей одна надежда хоть как-то «сдвинуть» очередь – достроить дом на ул. Балаклавской (свое жилье город не строил с 90-х годов) и распределить квартиры.

– Также, если получится, завод «Пневматика» хочет передать городу административное здание на той же улице Балаклавской – мы хотим из него сделать жилье. Хоть наполовину закроем проблему по детям-сиротам. У нас их 120 человек состоит на очереди, – говорит Трушицин.

Давайте посчитаем

Накопить на «однушку» можно за 8 лет. Если не есть

Сколько же лет нужно копить деньги среднестатистическому человеку, чтобы купить однокомнатную квартиру? Будем исходить из расчета, что квадрат жилплощади в Симферополе нынче стоит порядка тысячи долларов. Грубо говоря, это восемь тысяч гривен. Средняя зарплата в Украине на 1 января 2013 года составила 3 377 гривен.

Возьмем «однушку» с площадью 40 квадратных метров. Стоить она будет 320 тысяч гривен.

Итак,
320 000/3377=94,75
Округлим – 95 месяцев (а это почти восемь лет) – именно столько человек будет копить на вожделенное жилье, при условии, что он не потратит ни копейки из своей зарплаты.

Карикатура Игоря Лукьянченко