Денежки пойдут к нам как шелковые

В Сакском районе построят порт и зернохранилище, которые дадут бюджету больше $1,5 миллиарда в год - Крым возобновляет свое участие в великом шелковом пути

Построить порт и зернох­ранилище нам предложили китайцы на украинско-ки­тайском бизнес-форуме в Пекине: этот объект станет одним из шагов по воссоз­данию Великого шелкового пути, который еще во вто­ром веке до нашей эры был проложен и через Крым. Порт с глубиной акватории 25 метров и зернохранили­щем на 20 миллионов тонн появится в Сакском райо­не, неподалеку от поселка Фрунзе (между Николаев- кой и Новофедоровкой). Построят его на деньги ки­тайских инвесторов. Проект даст тысячи рабочих мест, новые дороги и новые тор­говые возможности.

Украина и Китай ставят перед собой новые амби­циозные цели по сотрудни­честву на среднюю и долго­срочную перспективу. По словам Президента Украи­ны Виктора Януковича, «на­чинается реализация дву­сторонних проектов в сель­ском хозяйстве, энергетике, строительстве городской. транспортной и промыш­ленной инфраструктуры с привлечением капитала. технологий и оборудования из Китая».

 - Один из таких проектов зернохранилище и глубо­ководный порт, функцией которого будет перерас­пределение грузовых по­токов с востока на Европу. По словам Алексея Мазюка, гендиректора компании-раз­работчика проекта «Киевгидроинвест», порт и зернох­ранилище построят в режи­ме государственно-частного партнерства, государство получит половину того, что будет построено. Строитель­ство первой очереди проекта начнется в следующем году, продлится около пяти лет и обойдется примерно в три миллиарда долларов. На бе­регу в районе поселка Фрун­зе выроют огромную аквато­рию, которая позволит при­нимать межконтинентальные корабли с глубокой осадкой.

Ожидается, что порт будет приносить государству не ме­нее полутора миллиарда дол­ларов в год.

 Экономист: это оживит западный Крым

Заслуженный экономист АРК Андрей Климен­ко считает: подобные проекты хороши хотя бы потому, что Крым, две тысячи лет выполнявший транзитную торговую функцию, после присо­единения к России эти функции утратил.

 - Сегодня место Крыма в транзитной системе не отвечает его потенциалу. В контейнерах сейчас возят все, а в Крыму нет ни одного порта, в кото­ром был бы контейнерный терминал. Китай го­няет огромное количество судов в Черное море, они заходят в Румынию, Одессу, Ильичевск, Но­вороссийск, потом идут в Европу и Прибалтику, и китайцы понимают, что строительство в Украи­не порта позволит сделать удобный перевалоч­ный пункт. Кроме того, мегапроекты - это всег­да развитие территории. Пойдут грузы - значит, будет реконструкция железнодорожных путей, не обойдется без прямой ветки с Джанкоем и Армянском, сделают новые автодороги, чтоб го­нять по ним тяжелые фуры. А дороги - это ске­лет региона, это то, вокруг чего зарождается и держится жизнь. Западный Крым, кроме курорт­ной зоны, - депрессивный регион, да и вообще всему Крыму кроме курортов нужна промыш­ленность. Вокруг порта фактически возникнет новый город!

Эколог: будет ли вред природе - по­смотрим. Но зерно - дело благородное

Председатель крымской республиканской ас­социации «Экология и мир», профессор Виктор Тарасенко, поясняет: прежде чем начнется стро­ительство порта, будет сделана оценка воздей­ствия на окружающую среду (ОВОС), исследова­ны сейсмические и прочие риски.

На одной чаше весов вещи важные и крупные, а на другой - сверхважные и сверхкрупные. Зерно - дело благородное, но с ним немало про­блем,пыль, опять же. Надо будет исследовать, какая от этого строительства будет на экосисте­му нагрузка, готов ли к такому строительству бе­рег, что будет с флорой и фауной в акватории.

$8 млрд.

приблизительно такой объем инвестиций, по словам Вик­тора Януковича, будет при­влечен в Украину благодаря документам, подписанным на бизнес-форуме в Пекине.

СПРАВОЧНАЯ «ГАЗЕТЫ»

Великий шелковый путь - система караванных дорог, соединявших Евразию от Средиземноморья до Китая и служивших в эпоху древно­сти и средневековья главной магистралью для торговли и диалога культур Востока и За­пада. Назвали шелковым путь потому, что первоначально китайские купцы возили так шелковые ткани, но в даль­нейшем, когда торговля нала­дилась, перевозили и другие дорогие товары: драгоценные камни, специи. Хотя маршру­ты шелкового пути менялись, можно выделить две основ­ные трассы, соединявшие Восток и Запад: южная - от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию, и северная от севера Китая через Па­мир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря. В Крым (Феодосию) шелковый путь приходил че­рез Константинополь.

на фото: В этой части Сакского райо­на появится уникальный для Крыма порт.