Война приближается, как поезд, по расписанию

От полномасштабной войны на Ближнем Востоке мир отделяют дни, а может, и часы

В мире: Еще не воевали, а уже проиграли

Итак, вся неделя была наполнена сообщениями вокруг возможного начала военной операции стран Запада против Сирии. Собственно, эта тема, длящаяся уже два с половиной года, стала обычным явлением современной политики. Бесспорно и то, что последствия международного вмешательства окажут прямое влияние не только на саму Сирию, но и на весь регион, а глобально – на расстановку сил в мировом масштабе. 

В принципе, основной проигравший на сегодняшний день – это президент Сирии Башар Асад. Все события «арабской весны» имели различные мотивации, и провести аналогию между событиями в Египте и Тунисе, Ливии и Йемене хоть и представляется заманчивым, но на практике – достаточно трудным делом. Да, формы борьбы были общими: массовые демонстрации, столкновения, вооруженные действия разного масштаба. А вот причины – разные. Для Сирии наиболее близка параллель с Ливией. Да, режим Муаммара Каддафи, как и отца и сына Асадов, был стабилен и мог гарантировать достаточно высокие социальные стандарты для населения. Да, политическую систему той и другой страны сложно назвать тиранической или тоталитарной, скорее это были модификации султаната османского периода, где вместо сур Корана цитировали Маркса и самих себя. А погубило, что Каддафи, что Асада, долгое пребывание на пике власти – утрата чувства реальности, безмерная вера в собственную непогрешимость и любовь народа. За пять десятилетий правления Асадов в Сирии выросло уже не одно поколение, которое не знает, как это – жить без них, а очень захотелось узнать. Развитие Интернета, появление в арабском мире международных телеканалов дали сирийскому народу картинку другой жизни. В итоге число желающих жить иначе стало критическим. И вот именно они сейчас и борются с Башаром Асадом. 

Проигравшей стала и система международной безопасности и дипломатия как таковая. Как видим, никому – ни посланцам ЕС, НАТО, Лиги арабских государств, ООН и т. д. – не удалось нащупать хотя бы направление компромисса. Ожесточение обеих сторон уже не может измеряться словами, в ход идут только лишь очереди пулеметов и залпы ракет. ООН так и не смогла выдать санкцию на военное вмешательство, но значение этого документа сейчас для основных игроков не так и важно. Мировая общественность из этой ситуации должна вынести очень горький урок – либо это сирийцы «сошли с ума», либо пора менять всю систему, что-то в ней не срабатывает.

Проиграли и США. Сейчас именно Вашингтон хочет взять на себя главную роль в проведении очередной «зачистки». Но этот шаг явно дается Бараку Обаме с большим трудом. Ведь приходил он к власти на лозунгах окончания войн в Ираке и Афганистане (и, кстати, немало реально для этого сделал), а теперь вот придется снова настраивать страну на милитаристский лад. Это может стоить не только рейтинга, но и в принципе снова дать повод говорить о Штатах как о «мировом жандарме».

Запад, конечно, не разобрался в сирийской оппозиции. Точнее, сначала увлекся ею, но слишком поздно понял, с кем приходится иметь дело. Да, в составе оппозиционной «Национальной коалиции» есть и вполне респектабельные демократы и социалисты, но ход военных действий выдвинул вперед именно радикальных исламистов. А эти «товарищи» действительно готовы есть трупы своих врагов. И, отчасти, именно эта реальность и заставляет Запад брать ситуацию в свои руки, чтобы по окончании военной операции попробовать передать власть более-менее адекватным силам. Удастся ли?Это уже другой вопрос

И еще несколько слов о поводе к вмешательству, то есть о химическом оружии. Здесь налицо следование двойным стандартам, так как по традиции никто доподлинно не узнает кто – Асад или оппозиция – применял зарин против мирных жителей. То, что Асаду это было непонятно зачем нужно – это очевидно. Впрочем, и оставлять Сирию в условиях войны всех против всех не выход и не решение ситуации. А значит, иногда в мире появляются страны, которые «равнее» остальных, и они берут на себя право решать судьбу других.

Задержание генерального директора компании «Уралкалий» Владислава Баумгертнера в Беларуси и предъявление ему обвинений в превышении власти наглядная иллюстрация того, как решаются экономические проблемы в рамках Таможенного союза, усиленно рекламируемого отдельными деятелями в Украине. А суть проста: сначала российская компания навязала белорусскому предприятию определенную схему сотрудничества. Практика показала, что она выгодна Москве, а Минску – ну как бы особо никого и не волновало, что там выгодно Минску. И вот руководство Беларуси решило показать «зубы», и господину Баумгертнеру грозит до 10 лет лишения свободы. Оно понятно, конечно, что сейчас Москва «нажмет», но вот сама суть такой экономической политики остается не совсем ясной. Это что, поведение двух партнеров, интегрированных в единое экономическое пространство? Но тогда уж как хотите – но кому это нужно? 

В Украине: Вектор выбран 

Президент Украины Виктор Янукович сделал стартовое заявление перед началом политического сезона. В своем телеинтервью он однозначно заявил: наша страна выполнит все условия для подписания соглашения об ассоциации с ЕС на ноябрьском саммите в Вильнюсе. В этом заявлении два важных аспекта. Во-первых, глава государства подчеркнул, что речь идет обо всех содержательных условиях, выдвинутых Брюсселем. А это значит реальное изменение законодательства, реформы и согласование наших юридических норм с европейскими. Во-вторых, Янукович дает ориентир не только внутри страны для всей политэлиты, но и для всех наших партнеров – мы выбор сделали, теперь «мяч» на вашей стороне. И вот что еще очень важно: от слов о евроинтеграции мы переходим к делам. 

В этом же смысле интересно и дело ректора Академии налоговой службы Петра Мельника, уличенного в получении взятки. Увесистый экс-нардеп успел сбежать из-под домашнего ареста, но на днях его якобы обнаружили за пределами Украины и готовят к экстрадиции. Весь цирк, который Мельник устраивал перед телекамерами при задержании и доставке в суд, лишь добавил несколько сочных мазков к его неоднозначному образу. И довести это дело до реального правосудия, о котором должна узнать вся страна, то есть сказать – виноват он или нет – это теперь дело чести для правоохранительных органов. Если снова все «развалится в суде», «условно», «амнистия», «по состоянию здоровья» – то о каком доверии тогда можно будет говорить?

В Крыму: Ответ Алексею Панину 

О приключениях скандально известного российского актера в Крыму известно уже всем. Он все здесь успел – и устроить конфликт, и ударить, и оскорбить по национальному признаку. И государство он оскорбил: «А я разве в Украине нахожусь?» И далее: «Только крымчанину не говорите, что он украинец! Вы видели хотя бы одного крымчанина, который любит Украину?» Ну, тут надо отвечать каждому за себя, конечно, вот и отвечу. 

Да, это будет не оригинально, но я, коренной крымчанин, действительно люблю Украину. Страну, в которой родился. Получил бесплатное образование, любимую профессию и достаточно престижную работу по специальности – преподавателя вуза. Я чувствую себя здесь свободно и не боюсь, что за мои слова меня будут преследовать. И самое важное – мне понятно, что Крым действительно неотъемлемая часть Украины, нравится это кому-то или нет. Да и с чего это Панин решил ездить к нам зарабатывать деньги? Раз так Украину не любит? В общем, каждый пусть ответит за себя. А МИДу никогда не поздно вспомнить о таком понятии, как «персона нон грата». Просто для порядка.

Александр Севастьянов

На фото: Вот и закончилась последняя неделя лета - теплая, если не сказать жаркая