Маленькая звезда большого кино

Сегодня народная артистка России Лия Ахеджакова отмечает 75-летие. Зрителю она запомнилась в первую очередь по фильмам Эльдара Рязанова – это «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Служебный роман», «Небеса обетованные»

Все ли в киновселенной решает красота? Известно немало случаев, когда не самые красивые женщины оказывались на вершине славы, оставив далеко внизу своих соперниц-красавиц. В чем их секрет? Может, в умении принять и преподнести себя такой, какая есть? Лия Меджидовна этой способностью обладает: маленькая, хрупкая, миловидная (хотя и не красавица), она на удивление гармонично сочетает в себе комедийный и драматический таланты. Собственно, подтверждение тому – десятки ролей, сыгранных в лучших отечественных фильмах. 

Правда, сама Ахеджакова с грустью констатирует: «Для того чтобы быть актрисой, у меня нет ни роста, ни голоса, ни слуха, ни внешних данных». И тем не менее она смогла построить свою судьбу вопреки всему. Возможно, не последнюю роль сыграло своеобразное имя: Лия в переводе с древнееврейского означает «антилопа» и характеризует свою носительницу как сильную, строгую, волевую, но при этом женственную, обаятельную, артистичную. «Никаких рамок и правил для Лии не существует – она истинная женщина». 

Да только этой истинной женщине достались нелегкие испытания – как в профессиональной, так и в личной жизни...

«Куриные ноги» вместо Джульетты

После окончания ГИТИСа Лия Меджидовна 16 лет служила в московском Театре юного зрителя в амплуа травести. «Я думала, что буду играть здесь юных прекрасных девочек, Джульетт... Но, оказалось, виды на меня совсем другие. Я даже играла «куриные ноги» избушки бабы Яги!» – вспоминает артистка. Впрочем, эти воспоминания малоприятны: годы простоя, невостребованности, нищеты... 

А еще шквал критики! «Я не помню ни одного спектакля, за который не получила бы выволочку». Однажды Ахеджакова прочитала рецензию на ТЮЗовскую постановку, где о ней было написано: «На сцену вышла кривоногая...»

Да и за 35 лет работы в «Современнике» Ахеджакова сыграла не так уж много существенных ролей. Среди наиболее значимого – спектакль «Квартира Коломбины» в постановке Романа Виктюка, где ей поручили роли сразу четырех главных персонажей.

Сегодня премьеры у нее случаются в основном в антрепризных проектах. А в кино по-прежнему достаются роли второго плана. Но какие! Или она их делает незабываемыми…

Трое мужей и ни одного ребенка...

Лия Меджидовна так и не стала матерью. Расплата за талант? Как знать... С супружеским счастьем поначалу тоже не складывалось: первый муж, актер Валерий Носик, начал пить, изменять, второй, художник Борис Кочейшвили, видимо, не смог жить рядом с сильной, целеустремленной женщиной. «В ее возрасте люди уже на завалинке сидят и семечки лузгают, а она все куда-то мчится», – поделился с журналистами «обиженный» экс-супруг.

А вот третий муж, фотокорреспондент Владимир Персиянов, за которого Ахеджакова вышла замуж 12 лет назад, стал для актрисы действительно надежной опорой. Он ее личный агент, менеджер и помощник в общественных делах. А главное – этот человек смог дать ей чувство гармонии и защищенности. Неудивительно, что артистка ревностно оберегает свою семейную территорию от посторонних «набегов». Ей не нужны завистники...

На фото: Секретарша Верочка из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977): эта роль принесла Лии Ахеджаковой государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. 

 

"