Украина и Россия: зима взросления

Чем обернутся для Украины договоренности между президентами Украины и России? Как отреагируют на них Европейский Союз и США? Чего ждать на внутриполитической арене и - один из самых важных вопросов - как поведет себя национальная экономика? об этом «Газете» рассказали украинский политолог Дмитрий Выдрин и экономист Андрей Новак

Дмитрий Выдрин: «вместо эпохи клятв в верности и братстве - новая геополитическая реальность»

– Я за последнее время общался со многими и европейскими, и российскими экспертами и могу сказать, что сейчас происходит переформатирование всей геополитической архитектуры и на запад от Украины, и на восток, – говорит советник Президента Украины, политолог Дмитрий Выдрин. – Российские эксперты говорят, что заканчивается эпоха деклараций, клятв в верности и братстве, начинается эпоха реальных проектов, по продвижению которых будут оценивать отношения наших стран. Российские коллеги называли пять-шесть проектов которые им интересны и которые могут быть интересны и Украине, и Европе. Среди них – строительство моста Крым – Кавказ. 

Для России он критически важен: она участвует в строительстве трансчерноморской магистрали – 8 тысяч километров. Если магистраль будет построена, возникает новая геополитическая реальность вокруг Черного моря, оно станет не разделяющим страны, а наоборот – объединяющим. Поэтому для России этот проект важен не только экономически, но и геополитически, и поэтому она будет его педалировать – а он невозможен без крымского моста. 

Еще один коридор – Лиссабон – Шанхай, значительная часть которого – 1,5 тысячи километров – проходит по Украине. Этот проект важен для Европы и России, потому что очереди, стоящие на границе с Венгрией – это очере-ди не из украинских фур, а итальянских, испанских, российских и даже китайских. Мы втягиваемся в новую ситуацию с Европой и с Россией. Мир уже устал от болтовни и пафосной демагогии, и встреча Януковича с Путиным – 
часть нового тренда. Внутриполитическая ситуация в стране вряд ли изменится: оппозиция заявила, что у нее два пути – или победа, или к прокурору (высказывание «в тюрьму или к победе» принадлежит Юрию Луценко. – Ред.). Они хотят победы, поэтому будут до последнего ее отстаивать. Все будет продолжаться.

Чего ждать от ЕС и США? Я думаю, будет переосмысление. Вроде было заявлено, что Россия снимает с повестки дня глобальные предложения типа Таможенного союза, а это значит, что евроассоциации Украины никто даже психологически не препятствует. Наверное, проект евроассоциации будет развиваться более быстрыми темпами, поскольку уже очевидно, что он не мешает реализации конкретных проектов с Россией. Скорее всего, будет выбран сербский вариант: Сербия подает заявку в Евросоюз и одновременно усиливает с Россией проектную базу – строительство железной дороги, газпроводов. Это очень выгодно для Запада, когда проценты МВФ от-даются российскими кредитами. А плохо Европе, если Украина в преддефолтовом состоянии и не может обслуживать внешний долг.

АНДРЕЙ НОВАК: «ДОГОВОРЕННОСТИ В МОСКВЕ УЖЕ ДАЛИ ПЕРВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

 - Чтобы делать детальный ана­лиз, мы должны иметь достовер­ную информацию, на каких усло­виях мы получили кредит и за что дается скидка на газ, тогда можно судить выгодно или не выгодно, - говорит Андрей Но­На правах рекламы вак, председатель Коми­тета экономистов Украи­ны. - Но то, что Украина получила хоть какое-то финансирование в ви­де кредита - это хоро­шо, оно сейчас крайне необходимо и для пра­вительства, чтобы по­крывать дефицит бюдже­та, чтобы выполнить соци­альные статьи. Деньги сроч­но нужны национальному бан­ку, чтобы пополнить золотова­лютные резервы, которые опустились ниже принятого в мире минимального граничного уровня. Это финансирование по­зволит закрыть год и спокойно войти в следующий - конкрет­ные договоренности про кредит, про цену на газ позволят теперь завершить бюджетный процесс и принять бюджет на 2014 год. С точки зрения закрытия текущего финансового года это уже дало позитивный сигнал и уже есть результат. Доходность украин­ских евробондов уменьшилась, это значит, что Украина будет вы­плачивать меньшие проценты - хороший сигнал для рынка. Ри­скованность бумаг имеет тенден­цию к снижению - соответствен­но, снижается стоимость привле­чения кредитных ресурсов для страны.

С другой стороны, мы не знаем цену, которую придется запла­тить Украине за снижение цены на газ и за кредит. Исходя из пре­дыдущего опыта, сотрудничество никогда не было чисто финансо­вым, всегда разговор о кредит­ном ресурсе касался приватиза­ции ликвидных украинских объ­ектов. Неизвестно, это просто скидка на газ без привязки к объемам или в обмен на скидку мы должны увеличить объемы? По конкретным проектам гово­рить рано. Пока опыт показывает, что есть только разговоры про перспективы. Надо учитывать, что в самой России есть страте­гия на импортозамещение. Если будут взаимовыгодные совмест­ные проекты, то, конечно, это бу­дет хороший сигнал. Мост через Керченский пролив - в первую очередь политический проект, затраты сложно спрогнозиро­вать. Скорее, это эмоциональное сопровождение уже имеющихся договоренностей.

.