Кто может обеспечить не мифическую бесплатность, а реальную доступность охраны здоровья для каждого крымчанина?
Одна из партий, готовясь к очередным выборам, «обещая вернуть страну народу», вновь повесила биг-борды, на которых обещает сделать здравоохранение бесплатным. К счастью большинство граждан понимают, что медицина и охрана здоровья очень дорогостоящие и затратные социальные программы, и ни в СССР, и нигде в мире реально бесплатной медицины никогда не было. Если жители СССР не оплачивали операции и визиты к врачу лично, это не значит, что медицина была бесплатной – просто государство, не спрося своих граждан, раскладывало затраты на отрасль равномерно на всех, и каждый работник, уплачивающий налоги, оплачивал медицину не зависимо от того, болел он или нет, есть ли симптомы обращался к врачу или нет. Такая система приводила к минимизации затрат на охрану здоровья, вела к обнищанию всей отрасли, и к 1990 году мы все видели больницы с ободранными стенами, даже без йода и бинтов, врачей без зарплаты, но с так называемыми «благотворительными» фондами, взносы и расходы из которых никем не контролировались. В 90-х годах, из условно «бесплатной» охрана здоровья превратилась в трижды платную – бюджет оплачивал ее из налогов, больные делали взносы в фонды, кроме того платили врачам, медсестрам, нянечкам, приносили бинты, медикаменты, йод. Это было не нормально, и отрасль нуждалась в коренном реформировании.
Каким еще недавно было здоровье крымчан? Согласно данным Минздрава автономии, в 90-х годах ХХ века в Крыму наблюдался демографический кризис, высокими показателями смертности и заболеваемости населения, низкой рождаемостью.
На показатели здоровья влияли недоступность и низкий уровень медицинской помощи, которые напрямую зависели от финансирования отрасли здравоохранения. Естественный прирост населения еще и в начале 2000-х годов сохранял отрицательные значения. В 2005 году каждая 1000 человек трудоспособного возраста содержали себя и еще 700 нетрудоспособных граждан. Продолжительность жизни населения составляла 68,5 лет. Среди причин смертности на первом месте находились болезни системы кровообращения (66,3%), на втором - злокачественные новообразования (11,8%), на третьем - несчастные случаи, травмы, отравления (9,7%). С 80-х годов прошлого столетия сохранялись достаточно высокий уровень младенческой смертности, росло количество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Ситуацию начал менять запущенная в Крыму программа «Здоровье крымчан». На момент ее разработки укомплектованность больниц врачами составляла в городах 83%, в республиканских медучреждениях 78,1%, в центральных районных больницах 78,1%. Специалисты работали только в 74,4% сельских врачебных амбулаторий. 88,4% составляли специалисты с базовым и неполным высшим медицинским образованием. Материально-техническая база нуждалась в замене устаревшего медицинского оборудования, во внедрении новых прогрессивных технологий.
Но если бесплатность здравоохранения миф – ни один врач, медсестра или лаборант не будут ходить на работу, не получая вознаграждения для содержания своей семьи, ни одно фармацевтическое предприятие бесплатно не произведет лекарств. Совсем другое дело – доступность медицинской помощи и реальность в охране здоровья. Именно эти параметры заложены в Стратегии развития Крыма до 2020 года, разработанной Советом министров Крыма.
Стратегия-2020 предусматривает, во-первых, значительное повышение эффективности использования рекреационного потенциала полуострова для оздоровления населения всей страны, во-вторых, реформирование отрасли охраны здоровья для блага всех крымчан. На службу здоровья граждан всей страны в Крыму поставлено 517 километров пляжей, 14 месторождений лечебных грязей, свыше 100 источников целебных минеральных вод. В Крыму имеются минеральные источники различных типов: сульфатные, гидрокарбонатно-кальциевые, хлоридно-сульфатные, хлоридно-гидрокарбонатно-натриевые и другие, которые обладают ценными лечебными свойствами.
К услугам жителей Крыма была разработана программа «Здоровье крымчан», реализация которой будет продолжена до 2017 года. Она позволяет оплачивать ряд медицинских услуг из бюджета Крыма -- оказание экстренной медицинской помощи и проведение клинических анализов, флюорографии, рентгенографии, кардиографии, ультразвуковых исследований. Значительно улучшилась обеспеченность больниц современным медицинским и диагностическим оборудованием -- аппаратами УЗИ, ЭКГ, маммографами, эндоскопической аппаратурой, спирографами, рентгенологическим оборудованием, реактивами. За счет программы удалось увеличить на 1,2 млн. количество обследований граждан, оказать дополнительную социальную помощь 19,6 тыс. работников сельской местности, обеспечить медицинскими кадрами больницы и ФАПы, увеличить продолжительность жизни больных с хронической почечной недостаточностью до 5-7 лет, снизить показатели инвалидности и смертности больных с острой почечной недостаточностью на 3%. Очень важно, что крымским больницам удалось остановить рост заболеваемости и смертности от онкопатологии и в 2011-2012 годах добиться снижения темпов их роста на 10%. В Крыму уменьшилось количество заболеваемости и смертности от рака молочной железы, шейки матки, рака предстательной железы.
В результате за 10 лет в Крыму возросла продолжительность жизни, почти в 2 раза увеличилась рождаемость и в 4 раза снизилось число абортов. Если в 2001 году было зарегистрировано более 15 тыс. родов, в 2011 году – уже более 23 тысяч. В Крыму значительно расширена сеть центров первичной медицинской помощи, и поставлена задача путем усиления профилактической помощи укрепить здоровье населения для того, чтобы для лечения до 80% всех случаев заболеваний достаточно было обращения в центр первичной помощи и человек не нуждался в продолжительном лечении. С нынешнего лета в Крыму также реализуется пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на медицинские препараты. Его целью является обеспечение большей доступности лекарственных средств широким слоям населения.
С целью улучшения репродуктивного здоровья крымчан, снижения младенческой заболеваемости и смертности, в Крыму в структуре Университетской клиники создается Крымский республиканский перинатальный центр, в котором будет осуществляться медицинская помощь по сохранению здоровья женщин и новорожденных. На его создание из Государственного бюджета Украины выделено порядка 23 млн. грн., еще около 5,7 млн. грн. предусмотрено в бюджете республики. Это важное лечебное учреждение, которое будет оказывать современную высокотехнологическую помощь в сфере акушерства, гинекологии, неонатологии и репродуктивной медицины. В Центр будет поставлено оборудование на 20 миллионов гривен. Центр будет базой для кафедр медицинского университета и методологическим центром для всех учреждений республики, оказывающих помощь детям и матерям. Как сообщила главный врач Крымского перинатального центра, Татьяна Бабич в рамках программы перинатальной помощи планируется создание еще нескольких региональных перинатальных центров. «В Крыму необходимо создать 3-4 региональных перинатальных центров 2-го уровня, чтобы время доставки пациента в эти центры занимало не более 20-30 минут от любого населенного пункта», - отметила она.
Для повышения доступности медицинской помощи населению Крыма к программе «Социальная карта крымчанина», инициированной Советом министров АРК, подключена сеть их 140 аптек в 19 регионах республики. Все они продают крымчанам лекарства со значительными скидками, а министерство работает над тем, что эту сеть аптек расширять и дальше. Сейчас в этих аптеках ежедневно лекарственные препараты по скидке 5% приобретают в среднем 30-35 человек, в среднем же ежедневная обращаемость в аптеки только в Симферополе составляет около 100 человек в день.
Таким образом, с созданием Университетской клиники, строительством все новых центров, мы можем сказать, что крымская медицина в ближайшие годы достигнет мирового качественного уровня, а механизмы менеджмента в отрасли, разработанные правительством автономии, обеспечат реальную и не обременительную доступность медицинских услуг для каждого жителя.
Петр Маликов