«Душа моя скорбит смертельно…»

В эти пронзительные слова из Евангелие нужно вчитаться и понять их сердцем. Страстная неделя – как раз то время строгого поста и размышлений о событиях двухтысячелетней давности

На самом деле основная масса наших граждан, даже тех, кто посещает церковь, читает Библию и мужественно переносит пост, далеки от необходимых для страстной недели мыслей. Хотя это время, отмеченное страстями (страданиями) Христа и его учеников, а еще подвигом, предательством и прощением. О близости библейской истории к нашим дням в свое время написал Чехов в «Студенте», одном из «крымских» рассказов. А что думает об этом наш современник Владимир Шпатаков, директор симферопольского магазина «Родное слово», где продают духовную литературу?

Владимир Шпатаков мягко недоумевает: почему ко мне с такой темой – я не богослов, я экспедитор. Но нам его в качестве собеседника порекомендовали знающие люди. К церкви Владимир Викторович обратился в середине 90-х годов, 14 лет руководит магазином, который открыл по благословению оптинского старца Илии, и одноименным издательством. «Газете» показалось, что ему есть что сказать.


Мог разрушить все, но пошел на Голгофу

Самый трудный вопрос о сопереживании страстям Христовым выговаривается не сразу. Чересчур интимно, пожалуй, он звучит. Ответ тоже дается нелегко.

– Я, наверное, черствый человек, толстокожий, что ли… Единственное, что я могу сказать, что события, когда Господь был на кресте, происходят и сейчас. Понятия времени для Бога нет. Как он творец всего видимого и невидимого, так он и творец времени. Я это хорошо понимаю, и когда выносят плащаницу, то все происходит, как по новой.

Удивительно, но эти слова книжного экспедитора напрямую соотносятся с тем, что написал Антон Павлович Чехов в 1894 году в том самом рассказе «Студент». Сюжет незамысловат: студент-семинарист идет домой в деревню накануне Пасхи и, почему-то остановившись у костра на одном из огородов, заводит разговор с селянками о том, что происходило в Гефсиманском саду и далее. Женщины начинают сопереживать, а он, студент, то бишь Чехов, резюмирует: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

А Владимир Викторович на заданную мною тему продолжает:

– Внутренний особый момент, безусловно, есть. Когда идет страстная неделя, чувствуешь, что какие-то события внутри тебя происходят, идет сопереживание. Просто мы, христиане, не можем в себя углубиться, это я про себя говорю. Мы куда-то все время спешим-бежим, что-то делаем. Не хватает времени сесть перед распятием, перед Христом и поразмышлять, что произошло, как это было, как Господь претерпел. Творец мира, который мог разрушить все и не дать прикоснуться никому пальцем к себе. Да? Всех врагов положить на лопатки просто движением слова, мысли, взгляда, а он смиренно пошел на крест, пошел на Голгофу. Это все невозможно вместить человеческим разумом и душой, мы можем только краем души прикоснуться к этому.

Душа больна, а мы бьемся о теле

Страстная неделя – самая строгая в период Великого поста. Владимир Викторович уверен, что сейчас идея поста совершенно извращена.

– Как мирянин русской православной церкви я могу сказать, что все мы постимся по мере сил. Но для многих, даже для тех, кто десятилетиями ходит в храм, до сих пор самое важное: ел мясо – не ел мяса, пить ли молоко и класть ли сливочное масло в печенье… Конечно, есть традиция церкви, есть правила, но у нас душа больная, а мы все равно бьемся о теле, нужно исцелять душу, потом уже, Господь даст, и тело.

«редакция» писала о меню на время Великого поста, предлагала некоторые рецепты. Но и тогда мы делали оговорку, что еда – не главное. Однако на практике, если верить Владимиру Шпатакову, все выглядит иначе.

– Многие стараются не есть мяса, а поедают своих ближних. Они читают Псалтырь по кругу, а забывают, что рядом живет какой-нибудь бездомный человек. Для души лучше бы вынести ему какой-нибудь теплый свитер и тарелку супа. У меня человек жил под балконом. Я ему говорю, давай я тебя в подвал пущу, ключ дам, будешь по вечерам приходить – там теплотрасса. Нет, соседка выгнала его даже из-под балкона. Причем православная, в церковь ходит, свечки ставит. Я к чему это? К ближнему сердца нету, любви, зато мяса не ест, разговляется только яйцом.

Владимир Викторович цитирует современного богослова Андрея Кураева: мол, у нас многие постятся кокосовым молочком, красной икрой, семгой. А ведь это неверно, говорит мирянин:

– Я особо молиться не умею, не всегда удается провести пост достойно, в мыслях и делах, но всегда я чувствую благодать от Бога, которая дается, когда человек делится куском с нуждающимся. Я лично могу сказать: даешь – получаешь. Это не значит, что ты дал 10 рублей, и тебе вернулось сторицей, как в пословице. Ты получаешь мир в душе, к тебе приходит благодать, радость, смысл жизни.

В этом месте светскому человеку удержаться от вопроса трудно. Ведь над смыслом жизни ломают голову мыслители всех времен, да и простые смертные регулярно впадают в тоску. Для Владимира Шпатакова вопрос ясен, как день:

– Смысл жизни – спасение бессмертной души, которая находится в каждом человеке. И только в русле православно-христианской веры, в ней полнота знаний. Все остальные народы, какими бы ни были благочестивыми и живущими по заповедям, не имеют той полноты знаний, которую имеет православная христианская церковь. Потому что глава нашей церкви – сам Христос, который нам дал благодать святого духа, для того чтобы мы могли правильно понимать свое пребывание здесь на земле. Это самая главная задача человека, все остальное – мишура.

До встречи со старцем и после

Владимир Викторович пришел в церковь в те самые «лихие» времена. Говорит, через «скорби», потерю близких друзей. Теперь никого не осуждает, враги и друзья нынче лежат рядышком на кладбище.

– Жалко всех наших ребят, и всех их Господь, наверное, смирил, примирил. Но это все безбожие, вседозволенность, рухнула прогнившая советская система, которая была утопической и хотела построить рай без Бога. Нас выгнали из деревень, загнали в бараки, коммуналки, хрущевки. Почему наши женщины не рожают? Как можно родить в хрущевке или в бараке? А мусульмане все живут в домах, у всех свои участки и теплицы. Мусульмане выполняют заповеди, они живут по Корану, мы должны учиться сейчас у мусульман, как они живут. Они не бросают своих детей, не блудят, как наши. Я, может, очень радикально говорю, но это все наследие совдепии.

До сих пор он благодарен отцу Антонию и тому случаю, который свел с монахом Илией, старцем Оптиной пустыни, когда тот приехал в Крым поправить здоровье.

– Моя жизнь делится на две части – до встречи со старцем и после. С той минуты, когда я его увидел, начал общаться, беседовать. Меня попросили его встретить и отвезти в домик лесника на Грушевой поляне, над Ялтой. Потом я его возил на службы в разные храмы в Ялте, Ливадии, Нижней Ореанде, Алупке… Видно, таков был промысел Божий, так он срастил ситуацию, что мы встретились.

Оптина пустынь – монастырь в 300-х километрах от Москвы, у городка Козельска. Мой собеседник ездит туда регулярно, вот и сейчас, перед Пасхой собирается, повидаться со старцем, а заодно на книжную ярмарку попасть в Москве, а как же – бизнес есть бизнес. Но и не только. Издательство «Родное слово» ведет переписку с заключенными двенадцати украинских колоний, рассылает свои книги, а посылки обязательно дополняет пряниками с печеньем. «Не ради того, чтобы задобрить, на зоне-то вкусненького наверняка хочется», – говорит Владимир Николаевич.

Владимиру Шпатакову 50 лет, женат, имеет двух сыновей. В прошлом году написал книгу «Саша, Маша и Даша-растеряша» в соавторстве с Ольгой Румбах. В ней много историй, связанных с батюшкой Илией, то есть подлинных. Книга написана просто, она о доброте и вере, о той «правде и красоте», о которых говорил Чехов. Почитайте. А можно взять в эти дни «книгу книг» и в очередной раз задуматься над строками: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Может, и вам станет ясен смысл жизни.

Алена Попова
Фото: art-pics.ru

На фото: «Тайная вечеря», фреска Леонардо да Винчи (1498 год). Находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Изображена трапеза в день празднования иудейской пасхи, когда Христос сообщил ученикам: «Один из вас предаст меня».