За что я говорю БГ спасибо

Сегодня Борису Гребенщикову, бессменному лидеру «Аквариума», стукнуло 60. Самое время оглянуться на след, который он оставил в отечественной рок-культуре за эти годы

К личности и творчеству Бо­риса Гребенщикова можно относиться по-разному. Для одних он харизматичный поэт и музыкант, для других - духовный наставник, для третьих - мастер словоблу­дия. Но неоспоримо, что влияние этого человека на такие социокультурные феномены, как русская рок- культура и рок-поэзия, было и остается колоссальным. 60-летние Борис Борисыча - замечательный повод поговорить, за что фанаты и просто любители русского рока, в том числе и автор этих строк, могут сказать БГ спасибо...

...ЗА СОВЕТСКУЮ РОК-РЕВОЛЮЦИЮ

Именно Гребенщикова большинство его коллег по цеху и музыкальных критиков считают ядром, вокруг которого в далеком 1981 году образовался Ленинградский рок-клуб - не самый первый в Союзе, но самый легендарный благодаря которому широкая публика услышала «Кино», «Зоопарк», «Странные игры», «Алису», «АукцЫон» и многие другие яркие команды. «Аквариуму»тогда уже было девять лет, а Гребень был примером подражания для многих, в том числе и для великолепного Цоя... Творчество БГ было уже тогда довольно известным, а влияние на питерскую рок-тусовку - значительным. Молодой Борис хорошо ори<ентировался в зарубежных музыкальных течениях, неплохо владел английским и понимал, о чем поют кумиры наших будущих рок-звезд: Боб Дилан, Боб Марли, Джимми Моррисон. Под влиянием зарубежных рок-идолов написан и первый магнитоальбом группы, который произвел своего рода революцию в советской рок-музыке. «Искушение святого Аквариума» (1973 год) был абсолютно «неформальным» на тот момент альбомом, ни во что не вписывался. Оттуда знаменитая композиция БГ, прозвучавшая в фильме «Асса»:

Хочу скорей я с них прикид сорвать,

Сорвать парик

и на платформе шуз. Мочалки, эй! - бегите все скорей,

Ведь я пою мочалкин блюз.

Это был первый опыт соз­дания концептуального музы­кального произведения в со­ветском роке, выгодно отли­чавшегося от творчества всех ленинградских рок-групп, писавших похожие друг на друга песни. Хотя, по сло­вам самого БГ, альбом пред­ставлял из себя «извращение двух идиотов» (Гребенщикова и соавтора Анатолия Гуницкого), после выхода «Искуше­ния» понятие об отечествен­ной рок-музыке кардинально поменялось

....ЗА МНОГО­ЧИСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МУЗЫКОЙ

На протяжении всей своей сорокалетней исто­рии «Аквариум» играл едва ли не во всех существующих стилях. Именно Гребенщи­ков первым среди русских рокеров обратил внимание на стиль панк. Случилось это в 1980 году на знаменитом и скандальном фестивале «Ве­сенние ритмы» в Тбилиси. Зал был в шоке: атональная вио­лончель от Севы Геккеля, без­умная партия фагота от Алек­сандра Александрова, почти удавшийся разгром ударных Евгением Губерманом. Со сцены гремели вопли Гребен­щикова и Геккеля:

Все, что я здесь слышал, Меня погружало в сон!

Дайте мне мой кусок жизни, Пока я не вышел вооон!

И апофеоз - исполнение «Летающей тарелки»: Геккель пытался «убить» виолончелью катающегося по полу Гребен­щикова, который кусал стру­ны летающего над его головой громоздкого смычкового инструмента. Правда, после этого Гребня выгнали из ком­сомола, он потерял работу и жену, но именно после этого выступления, по словам жур­налиста, кинорежиссера и музыкального критика Влади­мира Марочкина, БГ стал «не­формальным лидером нашего неформального рока».

Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране.

Я уже не боюсь тех,

кто уверен во мне.

Впоследствии БГ творил в стиле регги, фолк-барокко, хард-, арт- и джаз-рока, «но­вой волны», электроники, фолка, блюза и т. д. То же самое касается и экспери­ментов с музыкальными ин­струментами (перечисление сочетаний разнообразных струнных, духовых, ударных, смычковых, клавишных в раз­ных альбомах группы заняло бы не одну страницу). Хотя сам Борис Борисыч признает­ся, что никогда не любил этих «маленьких ярлычков» «рок», «джаз», «фолк», предпочитая именовать свою группу «про­сто людьми, которые играют музыку». Но при всех этих экспериментах Гребенщиков сохраняет собственную твор­ческую манеру исполнения, хотя состав группы порой почти полностью менялся от альбома к альбому. И язык как-то не поворачивается на­звать хоть одну из его пла­стинок откровенно неудачной по стилю звука. Для многих групп музыка Гребенщикова была примером, но ни одну из них нельзя отнести к его направлению. Почерк БГ не­повторим, и это признак на­стоящего таланта.

...ЗА ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РЕЛИГИЯМ

Многие до сих пор упрека­ют Гребенщикова за изоби­лующие символами слишком заумные тексты, которые не­возможно «постичь разумом». Они не касаются политики или жизни общества (столь вос­требованных в среде русских рокеров тем), а все творче­ство БГ пронизано стремле­нием перенести на «суровый и задумчивый русский Север» высокие материи древнеки­тайской и буддистской фило­софии. Хотел ли того лидер «Аквариума» или нет, но сво­ими песнями он пробудил интерес к восточным учени­ям среди своих поклонников, за что его критикуют многие православные священнослу­жители.

Сай Рам, отец наш батюшка; Кармапа - свет души;

Ой, ламы линии Кагью - до чего ж вы хороши!

Я сяду в лотос поутру посереди Кремля,

И вздрогнет просветленная сырая мать-земля.

Все эти замечания справед­ливы. Однако большинство его композиций затрагивает внутренний мир человека и зачастую воспринимается на уровне чувств, в них - его личное понимание жизни.

Моя работа проста -

я смотрю на свет;

Ко мне приходит мотив - я отбираю слова.

Поиск истины, пусть и че­рез различные религиозные и философские учения, - вот, на мой взгляд, главный смысл творчества этого человека. Вне всякого сомнения, Гребенщи­ков задолго до «Алисы» и «ДДТ» серьезно повлиял на пробуж­дение религиозных интересов, в том числе и к православию, среди атеистической массы по­клонников русского рока.

Господи, я Твой,

я ничей другой. Кроме Тебя здесь никого нет.

Пусть они берут все, что хотят, а я хочу к Тебе, туда, где свет.

Творчество БГ в этом пла­не - не просто музыкальное направление, а образ жизни. Разве все эти духовные иска­ния и метания - от правосла­вия к буддизму, от буддизма к даосизму и потом опять к православию - не являются одним из символов поколе­ния рубежа XX-XXI веков? По выражению игумена Сергия Рыбко, человек, ищущий ис­тину, найдет ее, водимый Бо­гом, даже если он при этом пройдет по каким-то восточ­ным учениям. Это относится и к Гребенщикову, и ко мно­гим его фанатам, восприни­мающим БГ как своего духов­ного гуру.

Но куда бы ты ни шел,

До самого конца своих дней,

Обещай, что будешь

помнить одно - Господу видней.

Алексей Гончаров

на фото: Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков: тогда, в «волосатые» рок-н-ролльные 70-е , и сейчас, в 60 лет. За эти десятилетия БГ изменился не только внешне: сегодня в своем творчестве и мировоззрении он все ближе к право­славию и уже менее аполитичен, чем раньше.