Почему осетины считают себя коренными крымчанами?

«редакция» задала представителю осетин-алан «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели узнать

Иногда, бывает, хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесня­ешься, потому что вопрос касается сокровенного: веры, истории, тра­диций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы по­пробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. Для этого «редакция» открыла рубрику для неудобных вопросов предста­вителям проживающих в Крыму народов. В этот раз мы расспра­шивали председателя крымской республиканской общины осетин- алан «Алания» Валерия Савлаева.

 Так почему осетины - кав­казцы, считают себя корен­ными крымчанами?

Наши предки - аланы, произо­шедшие от скифов. Аланов было 5 миллионов. В 13 веке они, вместе с гуннами, воевали против монго- ло-татар, гунны аланов предали. Немногие спасшиеся ушли из Крыма на Северный Кавказ, сме­шались с кобанским (кавказские скифы) населением, осели - так появились осетины.

Другие коренные народы Крыма постоянно отстаива­ют свои права, требуя льготы, зем­лю, жилье. А у вас как у коренного крымского народа не появляется желания что-нибудь потребо­вать?

(Задумался, вздохнул). Я реа­лист. Хотя да, мы коренной народ и можем вопрос поднять о статусе коренного народа, чтоб считались с нами. Кстати, это идея.

 Кстати, правда, что у осетин с крымскими татарами от­ношения почти неприязненные? Неужели до сих пор осетины не могут простить им падения сред­невековой Алании?

Нет... Я думаю, нет. Но мы пом­ним все.

Сегодня родина осетин- алан в большей мере Осе­тия или Крым? Почему осетины, изгнанные когда-то из Крыма, не возвращаются массово на родину предков?

Родина - Осетия. Когда крым­ских татар из Крыма депортиро­вали, Сталин предложил нам сюда переселиться, на освобожденные земли. Но совет старейшин отказался, Осетия тоже стала нашей родиной, там захоронены наши предки. Как их бросить?

С какими чувствами наблю­дали крымские осетины за войной в Южной Осетии? Вы бы­ли за отделение Южной Осетии от Грузии? И хорошо ли для осетин, что Северная Осетия остается в составе России?

По Осетии проходит Кавказский хребет, по которому после 1917года, когда начали образовывать союзные республики, провели границу и сделали Югоосетин­скую автономную область и Севе­роосетинскую автономную республику. Когда СССР не стало, полу­чилось, что часть осетин живет на территории Грузии, а часть - в России. Отделение Южной Осетии все осетины поддерживают, лучше, как говорится, быть одним, чем с кем попало. Сейчас президент Грузии заявляет: «Мы создадим такие условия, что осетины сами придут». Да никто не придет! Если было бы хорошо - разве бы уш­ли? Столько было в последние го­ды унижений, оскорблений. Там геноцид южных осетин был, толь­ко об этом не говорят.

А Северной Осетии из состава РФ что значит выйти? Мы уже вы­росли в этой среде. Все эти антикавказские настроения специаль­но, чтоб народ разделить. Я не представляю чтоб Северная Осе­тия вышла. Конечно, это мечта - назваться государством, единой Осетией, Аланией! Но должна быть экономическая возможность для выхода из состава РФ, пока такое даже не рассматривается. Есть осетинская поговорка: на чьей арбе едешь, того и песни пой. К государству, в котором живешь, надо уважительно относиться.

Как осетины относятся к Сталину? Он не из ваших? Ведь в этногенезе осетин кобанские племена, а Сталина называли Коба.

Да, Сталин осетин. И фамилия его не Джугашвили, а Дзугаев, просто к фамили­ям осетин, кото­рые жили в Гру­зии, добавляли «швили». Не знаю, зачем. Вот моя фа­милия Шаулате, а по-русски стал Савлаев. От­ношение к Сталину? Мы не флюгеры. Это наш брат, отец его осетин. Все сва­ливать на Сталина тоже неправиль­но, сохранить та­кую страну не­просто было...

Говорят, в 1988 году в Крыму гремела этническая груп­пировка братьев Бестаевых. Вам не известно, что стало с этими ребятами? Не свои ли их уничтожили?

Нет, не уничтожили, и, по- моему, они живы-здоровы. Я Бес­таевых знал, но я далек от этого. Я считаю, надо своим трудом зара­батывать, но отречься от них, по­тому что они на такой путь стали, не могу - они осетины, они хоро­шие ребята, и тогда вся страна бы­ла разделена на группировки. Я считаю, это была трагедия - самые здоровые, сильные, молодые муж­чины туда (в бандиты. - Авт.) ушли. Столько их погибло.

Интересная вещь - осетин­ское застолье. Сидите по семь часов, кушаете осетинские пироги, поднимаете десятки то­стов. А толстого или пьяного осе­тина не увидишь. Как вы так уму­дряетесь? С детства учитесь вы­пивать, что ли?

Молодежь пить никто не учит, учат соблюдать умеренность. Не умеешь пить - только пригуби. Но поднять тост, хотя бы пригубить, мужчина должен. В Осетии очень длинные застолья, мужчины сидят отдельно, потому что у женщин свои разговоры, да и не могут они пить столько. Быть пьяным за сто­лом стыдно, если ты опьянеешь, тебя больше в гости никогда не позовут. У нас очень строгий за­стольный этикет, есть порядок произнесения тостов. А вот культа еды нет, объедаться неприлично. Нельзя набрасываться на еду, да­же если очень голоден, нельзя по­казывать, что ты голодный.

Кровная месть - давний обычай кавказцев, у совре­менных осетин осталась, или, мо­жет, с годами трансформирова­лась в мелкую мстительность? Мстительность считается у вас плохим качеством?

Раньше, если один осетин уби­вал другого, приходила прощения просить вся семья, вся фамилия. Потому что если убийцу не проща­ли, одна фамилия начинала дру­гую уничтожать, и пока все друг друга не перебьют... и так малень­кий народ. Есть ли сейчас кровная месть? Некоторые в подтвержде­ние тому, что есть, вспоминают случай с осетином, который убил диспетчера - из-за него в небе столкнулись самолеты и семья осетина в этой катастрофе погиб­ла. Но поймите: он не с целью убить его нашел, он хотел погово­рить, посмотреть ему в глаза. На­деялся, что станет немного легче. А тот, вместо того чтобы извиниться, покаяться, «наехал» на него. И он его убил.

Считается ли мстительность пло­хим качеством? Иногда трудно от­ветить. В следующем году 10 лет будет бесланским событиям (в 2004 г. террористы захватили школу в Северной Осетии, погиб­ли 186 детей. - Авт.). Там кстати, ингуши были, не чеченцы среди боевиков. Что может быть позор­нее для осетинского народа, чем когда детей его уничтожили? Я б, наверное, не сдержался, я б никог­да не простил. Но, наверное, мой народ мудрее, иначе друг друга покосили бы. Но я живу с чувством унижения. Я никогда не смогу про­стить того, что с нашими детьми сделали. Знаете... Что мы в какой- то степени... Простили. Наверное, если бы отомстили, покосили бы пару тысяч, где-то бы наверное в душе легче было. Но лучше ли бы­ло бы?

Беседовала Валентина Воробьева.

на фото: Валерий САВЛАЕВ - начальник управления градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского горсовета,архитектор-художник, фотохудожник, журналист. Заслуженный архитекторАРК. Женат на осетинке, его взрослые сын и дочь знают родной язык и традиции. В Крым из Осетии Валерий Николаевич приехал к своей невесте, нынешней жене, да так и остался. Большинствоиз живущих сейчас в Крыму осетин оказались здесь почти так же.

Осетины - православные христиане (РПЦ), крестились на четыре века раньше славян.

- А до этого были язычники, и до сих пор у нас нет в чистом виде христианства. У нас комбинированное христианство. Мы, осетины, того, что у нас было, не забываем, - говорит Савлаев.

Крым и Осетия, между прочим, «родня» не только благодаря средневековым аланам, но и усилиями современных: городами-побратимами стали Ялта с Владикавказом и Беслан с Гурзуфом. Установлению прочных связей мешает только отсутствие легкой возможности посетить братский город: прямые поезда из Крыма в Осетию не ходят,самолеты не летают и даже прицепного вагона Киев - Кис-ловодск больше нет. Хоть на конях, как в средние века, добирайся.