Сценаристы для всех революций

Вождям Евромайдана срочно нужны идеи. В их отсутствие сойдут и провокации

Признаться, казалось, что фигуры, выдвинувшиеся в лиде­ры киевских протестов, будут куда более дальновидными и сумеют вовремя сменить акценты своих митингов, находя актуальные поводы и требования. Но в условиях бардака, противоборства и взаимного недоверия совершенно неуди­вительно, что смысл самого стояния в центре украинской столицы становится все более и более непонятным. Следова­тельно, необходимо удерживать общественный интерес, хотя бы для жителей тех регионов, где настроения организаторов Майдана поддерживаются. Ну и, конечно, обратить внимание Запада. Ведь иначе ничего нового, а главное, конструктивного продемонстрировать явно не удастся.

Последние дни перед ново­годними праздниками запом­нились нападением на журна­листку Татьяну Черновол. То, что это преступление должно быть расследовано, не вы­зывает сомнений. Как и то, что оно явно имело не только криминальную, но и полити­ческую подоплеку. И, кстати, кто больше всего об избитой говорил? Кто высказывал са­мые невероятные версии, кто призывал ввести санкции? Правильно, лидеры оппозици­онных партий. Однако органы МВД оперативно справились со своей задачей - и предъ­явили общественности подо­зреваемых, сейчас проводятся необходимые следственные действия. И что? Кто-то засо­мневался, что задержали «не тех»? Кто-то стал активно ос­вещать ход разбирательства? Отнюдь нет. Черновол вышла из больницы, сделала необхо­димые заявления о ее подо­зрениях насчет заказчиков из­биения, и... история стала схо­дить на нет. Почему? А потому, что необходимого эффекта данное происшествие (опять- таки акцентируем - однознач­но криминального характе­ра, требующее тщательного расследования и наказания исполнителей и заказчиков) не произвело. Да, активисты Майдана, киевляне, которые лучше знают Черновол, посо­чувствовали ей. Но необходи­мого роста протестной актив­ности не случилось.

Другой пример. По Киеву и его окрестностям ездят не­сколько десятков автомобилей. Их цель - места жительства представителей власти, обще­ственных активистов, просто заметных деятелей политики, культуры и бизнеса, не под­державших Евромайдан. При­ехавшие к заборам и фасадам домов и подъездам квартир пикетируют, выкрикивают ло­зунги - и так два-три часа. По­том расходятся-разъезжаются. Некоторым - очевидно, самым «любимым» - на заборах остав­ляют оскорбительные надписи (так «повезло» Виктору Медведчуку,) Самым неожиданным стало, опять-таки под Новый год, пикетирование усадьбы самого богатого гражданина Украины Рината Ахметова. К олигарху, скажем честно, мож­но относиться по-разному, но то, что он смелый и сильный человек, не признать нельзя. К тому же активисты-пикетчики распространили информацию, что Ринат Леонидович якобы уехал в Лондон. Своим появле­нием без охраны (пусть это вы­глядело натянуто, но эффектно) миллиардер опроверг все слухи и более того - согласился под­держать активистов, если они будут говорить правду и вме­сте бороться за лучшую жизнь в Украине. Что ж, еще одна кра­сивая разработка оппозицион­ных деятелей не «выстрелила».

Собственно, о чем это мы?

Да о том, что «кризис жанра» на Евромайдане очевиден и «подогревать» своих сторон­ников оппозиционеры могут только явно двусмысленными акциями. При этом в своих ря­дах наблюдая полную анархию и настроения лебедя, рака и щуки. Ультиматум так называ­емой гражданской части Май­дана к части политической с требованием уже сегодня на­звать единого кандидата в пре­зиденты тому свидетельство. Как и реакция политиков на не­го: дескать, снова провокация. А налицо-то как раз вполне понятное раздражение отяго­щенных мандатами и льготами многолетних депутатов и экс- министров явным призывом куда более простых и честных людей: вы там как-то догово­ритесь уже между собой, иначе чего мы здесь мерзнем? Но как тут договориться, когда ставки столь высоки, а амбиции и ап­петиты столь необъятны? От­вет, думается, очевиден.

Но грань между провокация­ми и открытыми столкновени­ями как никогда тонка. Это и случилось вечером 10 января после оглашения приговора в деле так называемых василь­ковских террористов. Читате­ли, скорее всего, или позабы­ли об этом разбирательстве, либо - что вероятнее - и во­все не знали о таких преступ­никах. А дело-то в том, что еще весной 2011 года в этом самом городе Василькове под Киевом были задержаны трое мужчин, в доме одного из ко­торых были обнаружены эле­менты взрывного устройства, необходимые механизмы, ре­активы и литература ультра­националистического характе­ра. Целью задержанных якобы был подрыв памятника Ленину в Борисполе в День независи­мости 24 августа. И вот приго­вор был вынесен, подсудимые получили по шесть лет лише­ния свободы с учетом уже от­сиженных ними почти что двух дет. По правде сказать, ни ли­деры оппозиции, ни даже ВО «Свобода» очень долгое время и не вспоминали-то об этом процессе, так, ритуальные слова о «репрессиях» говори­ли, не больше. А вот 10 января все оказалось куда веселей: к зданию суда были стянуты активисты, а после провозгла­шения вердикта протестую­щие заблокировали автозак и попытались его перевернуть. Спецподразделения, конеч­но же, применили силу, в ре­зультате есть пострадавшие с обеих сторон. А что должны делать компетентные орга­ны, когда толпа (под какими угодно знаменами, отметим особо) пытается каким-то об­разом воспрепятствовать осу­ществлению приговора и пра­восудия? Вообще-то, по ин­струкции, во всех европейских странах они имеют право даже применить огнестрельное ору­жие... Конечно, судам в нашей стране, как и милиции, дове­рять сложно. Но ведь это не повод совершать действия по освобождению осужденных. Честно говоря, разъяснять, что это преступление, попро­сту нелепо. Потому как иначе где же тогда границы здраво­го смысла? Но активисты ведь блокировали и раскачивали автозак. И это факт.

А что осталось в информа­ционном остатке от событий 10 января? Правильно, избили Юрия Луценко. Экс-министру МВД проломили голову, он по­пал в реанимацию, уже переве­ден в палату, но чувствует себя плохо. Честно говоря, слож­но представить себе (и автор действительно далек от этой мысли), что Юрий Витальевич, и без того имеющий проблемы со здоровьем, сам полез под милицейские дубинки. Кадры, фиксирующие его поведение возле суда, заставляют заду­маться и порождают вопросы. Но сама по себе история с из­биением выглядит, как ни кру­ти, какой-то неестественной. Неужели у кого-то есть надеж­да, что это сработает и что у Евромайдана появится новый протестный двигатель? Честно говоря, сказать очень сложно. А вот самого Юрия Виталье­вича по-человечески действи­тельно жаль. Ведь он и отсидел уже, и вот снова получил (пока неизвестно, кстати, от кого), как-то это слишком все-таки.

Суть же происходящего, оче­видно, становится все более и более циничной. Когда-то в Югославии во время кризиса на президентских выборах из подвала Центризбиркома очень вовремя повалил дым. Это совпало с заявлениями оп­позиции о фальсификации го­лосования, а народ подумал, что сжигают бюллетени. Потом разобрались, и стало ясно, что система отопления дала сбой. А тогда президент Милошевич вынужден был уйти и уступить место оппозиционеру Кошту­нице, хотя никто так и не знает, кто реально победил на выбо­рах. Собственно, к чему мы это? А к тому, что сценарий любой революции имеет своих авторов. И этим авторам необ­ходимо держать интригу по­стоянно. И последнее: инте­ресно, кого в скором времени снова побьют?

Никита Павлюченко

фото: politica-ua.com