Коробка передач в машине — что это

Коробка переключения передач (КПП) есть в каждом автомобиле. Ее задача — передавать, а затем передавать крутящий момент от двигателя на колесную базу и отдавать необходимую мощность на приводы вспомогательных устройств и агрегатов машины. Использование КПП обеспечивает стабильную скорость передвижения авто и тягу. Также КПП позволяет разделить ведущие колеса и коленчатый вал, обеспечивая машине холостой ход. Рассмотрим основные виды КПП с их нюансами, сильными и слабыми сторонами.

Виды коробок передач

Сегодня выделяют 4 типа коробок:

  • Механическая.
  • Автомат.
  • Роботизированная.
  • Вариатор.

Разберемся с ними подробнее.

Механическая (МКПП)

ВАЛ ПЕРВИЧНЫЙ КПП 4-Х СТУПЕНЧАТАЯ УАЗ 452, 469 НОВОГО ОБРАЗЦАВ качестве примера рассмотрим коробку УАЗ. Конструктивно она включает набор шестеренок, а изменение передаточного числа выполняется за счет переключения рычага и перемещения шестерней в определенные зацепления. «Механика» может иметь разное число ступеней. Самый популярный вариант — 5-ступка. Существуют 2-вальные и 3-вальные МКПП. Первый тип устанавливается на машинах с передним приводом, а второй — на транспортные средства и с задним, и с передним приводом.

Преимущества:

  • простота конструкции;
  • лучшая управляемость машиной на бездорожье;
  • дешевизна обслуживания и ремонта.

Недостатки:

  • неудобство использования при езде по городу

Кстати, если говорить о том же УАЗе, то приобрести запчасти для него коробки можно на сайте uazist.com.ua.

Автомат (АКПП)

В отличие от «механики» автоматическая коробка работает по другому принципу:

  1. «Сердце» этой конструкции — преобразователь (например, гидравлический) крутящего момента, состоящий из турбины, статора и насосного оборудования. Все элементы преобразователя расположены в едином корпусе, в которой залито специальное масло.
  2. Когда запускается насос, внутри корпуса создается поток масла, вращающий статор, который приводит в движение турбину. Таким образом крутящий момент мотора передается на колеса.

Преимущества:

  • комфортность применения;
  • переключать передачи можно даже на полной мощности мотора;
  • максимальная плавность ходе при понижении/повышении передачи;
  • автозащита мотора при неправильной передаче.

Недостатки:

Роботизированная (робот)

Новое поколение коробок — устройства на базе классической «механики». Повышение и понижение передачи в таких коробках осуществляется с помощью сервоприводов, нажимающие на сцепление. Управляются они электроникой машины. Принцип работы робота такой:

  1. Во время движения автомобиля крутящий момент передается по 1-му сцеплению (диск этого сцепления находится в сжатом состоянии), а диск 2-го сцепления разжат.
  2. Внутри КПП уже «формируется» следующая передача и, когда приходит время ее включения, 1-ый диск разжимается.

Роботизированные КПП могут иметь мокрое сцепления (используются на машинах с мощными моторами от 350 Нм) или сухое (применяются на авто с мощностью мотора до 350 Нм).

Преимущества:

  • плавность при переключении;
  • повышенный КПД;
  • экономия бензина;
  • можно настроить «под себя».

Недостатки:

  • низкая надежность;
  • высокая цена как самого устройства, так и его ремонта, обслуживания;
  • чувствительность к серьезному бездорожью.

Вариативная (вариатор)

Вариативная коробка не имеет ступеней. А состоит она из гидротрансформатора и 2-х шкивов, которые соединены ремнем. Этот ремень отличается сечением трапецеидальной формы. Работает вариатор так:

  1. Половинки ведомого шкива выдвигают ремень вперед.
  2. Радиус шкива, по которому функционирует ремень, увеличивается.
  3. Как следствие — увеличивается передаточное число.

Если нужно понизить передачу, ведущий шкив раздвигается и ремень возвращается на меньший рабочий радиус.

Преимущества:

  • плавность хода при понижении/повышении передачи;
  • экономичность в плане расхода бензина;
  • повышенная динамика.

Недостатки:

  • не применяются на высокомощных моторах;
  • недешевое обслуживание;
  • низкий комфорт езды по бездорожью.

Невозможно ответить, какую именно коробку стоит считать лучшей. Ведь все они отличаются друг от друга как конструктивно, так и плане работы. Все зависит от целей использования машины.