136 лет тюрьмы – это, конечно, не пожизненное... или За все надо платить

Один из расхожих законов сицилийской мафии на неделе стал не только настроением, но сутью событий

В мире: Чего это вы шпионствуете, гражданин разведчик?

Итак, рядовой армии США Бредли Мэннинг признан военным судом виновным в нанесении ущерба американскому государству и безопасности его граждан. Вам ничего не говорит это имя? Да, конечно. Но зато вам что-то да говорят имена Джулиана Ассанжа, Эдварда Сноудена и название сайта «Викиликс». Вся эта компания разоблачителей оказала непосредственное влияние на систему международных отношений в последние три года. Но главный вывод – мировая политика сколь была циничной и непрозрачной, таковой и осталась в XXI веке. Итак, Бредли Мэннинг – этот тот человек, который передал Ассанжу несколько сотен тысяч дипломатических депеш американских послов и дипломатов в Вашингтон, а также видеозаписи, свидетельствовавшие о нарушении прав человека американцами в Ираке. Ну а Ассанж, имевший значительный опыт по организации всяческих провокаций, и запустил свой сайт «Викиликс», на котором все эти документы были опубликованы. В итоге: солдату Мэннингу грозит до 136 лет тюрьмы (главное обвинение, тянувшее на пожизненное – пособничество врагу – с него было, кстати, судом снято), а Ассанж уже полтора года мешает работе посольства Республики Эквадор в Лондоне – он попросил там политического убежища, но выйти из дипмиссии мешают обвинение в изнасиловании некой полусумасшедшей феминистки, за которое его депортации из Англии добивается Швеция. Вот такой вот «компот», который еще раз доказывает, насколько все глобализировалось и что никогда нельзя думать, что ты в полной безопасности. Относительно же Мэннинга, окончательный вердикт мир услышит 23 августа – пока что процесс перешел в стадию прений. 

В таких историях больше всего интересует мотивация. С Ассанжем все понятно – он журналист и искатель сенсаций, их умелый промоутер, и только в чем-то диссидент. Но присяги он не нарушал. О значении присяги в американской истории написано немало. Там (как и у нас лет так тридцать назад) предательство и измена родине – действительно тяжкое и позорное преступление. И странно в этом смысле слышать речи о том, что Мэннинг сообщил миру «важную информацию». Да, безусловно, это так – люди должны знать как можно больше правды, в том числе о сильных мира сего. Но все они – рядовые, офицеры, агенты, шифровальщики и переводчики – служат конкретной стране, они люди системы. Это очень напоминает старую шутку о том, что «у них» – шпионы, а «у нас» – разведчики. Вот тоже самое с Мэннингом. Для своей страны он преступник, а для мира – фигура, создавшая новую реальность политики. И это работает для любой страны, кстати. И для России (генерал Олег Калугин), для Украины есть майор Николай Мельниченко…
Конечно, с Мэннингом связана история и Эдварда Сноудена. Только присягу последний давал в другом ведомстве – в американской разведке. На неделе наконец-то бюрократическая машина России сообщила, что убежище ему таки предоставят, пока что на год. Существенная разница Сноудена с Мэннингом в ценности их информации. Все-таки солдат явил миру конкретные документы, а спецагент-компьютерщик лишь свои воспоминания о неприглядных подробностях службы. Причем Сноуден куда больше упирает на правозащитный характер своей информации. Но, как кажется, в поступке Сноудена больше желания насолить своей циничной родине, которое совпало с интересами других стран (Китая, России, латиноамериканских «социализмов») и спецслужб (пока что более поглядывает интерес ФСБ). Оставляя у себя Сноудена, Москва идет на сознательный вызов Вашингтону. Россия в современном ее состоянии хочет ничем не уступать мировому лидеру и противостоять открыто. А значит соперничество спецслужб и дипломатии должно стать тотальным... 

В Египте сторонники свергнутого Мухаммеда Мурси продолжают массовые акции, а военные и полиция жестоко подавляют их. Число жертв уже приближается к двум сотням, а выхода не видно. Какой вывод тут можно сделать? Ну, снова напомнить об опасности свержения законной власти, какой бы она не была. Потому как обвинения, выдвигаемые сейчас Мурси, это обвинения любому проигравшему. На него будут валить все. Причем обвиняют сейчас те, кого назначил сам Мурси. А что дальше? О каких выборах можно говорить через полгода? Разве не ясно, что «Братья-мусульмане» снова выдвинут своего кандидата, а база их избирателей далеко не исчерпана и еще не разочаровалась? И что, снова раскол? Снова Тахрир? Кажется, пора искать более системный выход, площадной принцип «большой глотки» просто изжил себя в Египте.

В Украине: Нам «помогают» сделать «украинский выбор»?

Итак, конфеты и шоколад кондитерского концерна «Рошен» (собственник – депутат и миллиардер Петр Порошенко) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. Сделана эта акция Роспотребнадзором аккурат к окончанию празднеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси, на которых так много говорилось о «духовном единстве и партнерстве». Конечно, претензии к продукции любого производителя могут возникать у любой страны. Это общая практика. Но в случае с Россией отчего-то претензии как к украинским, так и к товарам некоторых других стран возникают в моменты непростых политических взаимоотношений. Не верите? Вспомните (или в Интернет загляните) истории про грузинские вина и «Боржоми», про белорусские молоко и сметану, про то же молдавское вино. Претензии появлялись, когда страны либо сильно отклонялись от орбиты Москвы, либо Москве что-то очень нужно было от них. И вот – Белоруссия уже не владеет своей газотранспортной системой, а Молдова фактически закрыла глаза на Приднестровье, ну а с Грузией и вовсе война была. Относительно Украины мы уже слышали истории и про пальмовое масло в сыре, и что-то там в молоке, и вот – про бензопирен в шоколаде. Но суть происходящего угадывается по одному факту: уже ввезенную в Россию продукцию «Рошен» никто изымать с прилавков не будет – об этом заявило то же ведомство, что нашло этот самый бензопирен. То есть, уважаемые россияне, ешьте с бензопиреном, а мы тут пока разберемся! Ну, улавливаете логику? А она проста: к блокаде уже хочет присоединиться Казахстан, а в Белоруссии вдруг нашли претензии к инкерманским винам. Такой смысл атаки – это наглядная демонстрация и попытка подтолкнуть нас к т. н. «украинскому выбору» – то есть к вступлению в Таможенный союз. И, будем уверены, найдутся сейчас те, кто скажет – вот, правильно, россияне ставят на место наших «шоколадных зайцев». Ведь недавно Путин приезжал, объяснял все как можно яснее. А на самом деле ставят «на место» всех нас. 

История с просьбой экс-генпрокурора Святослава Пискуна о предоставлении политического убежища во Франции тоже показательна. Потому как данный персонаж из той когорты, которая уверена, что будет нужна и востребована при любой власти. Он трижды (!) был главным законником в стране при Кучме и Ющенко, два раза становился нардепом от Партии регионов – как бы, жизнь удалась. Но бесконечно вот такое движение от одного патрона к другому продолжаться не могло. И выборы в октябре 2012-го это показали: Пискун проиграл «мажоритарку». Это хороший эпилог к такого рода политике. «Між краплиночками» уже не пробежишь – нужен четкий выбор.

В Крыму: Выстрел в Феодосии 

Смерть городского головы Феодосии Александра Бартенева Крым потрясла. И здесь надо говорить не столько о том, почему происходят такие преступления, а о том, как их избегать. Вот с этим и надо разобраться, желательно раз и навсегда. Дело не только в том, почему погиб много сделавший для Феодосии Бартенев (это задача для следователей), но и в том, что резонанс от этой смерти уж очень невыгодный. Невыгодный для Крыма и для правоохранительной системы.

 

Александр Севастьянов

На фото:29 июля Роспотребнадзор запретил ввозить в Россию продукцию фирмы «Рошен», заявив, что она не соблюдает нормативы, а в ее молочном шоколаде найден бензапирен, вызывающий злокачественные опухоли. К изделиям фабрик «Рошен», расположенных в России, претензий нет.