Скачки по воскресеньям

До 1960-х в Симферополе работал настоящий ипподром с тотализатором и крупными призами

Те горожане, что помоложе, наверняка удивятся, узнав, что в Симферополе раньше был ипподром. А те, что постарше, вспомнят, как их дедушки (и даже бабушки) иногда брали внуков и внучек с собой «посмотреть на лошадок». Потому что ипподром в Симферополе действительно был самый что ни на есть настоящий, первый и единственный в Крыму – с еженедельными скачками, ставками, с азартной публикой.

По некоторым данным, ипподром в Симферополе появился еще в 1820-х годах и находился тогда в районе нынешнего Центрального рынка, возможно, там, где сейчас стадион «Локомотив». Французский путешественник Шарль Монтандон, составивший первый путеводитель по Крыму (1834 г.), писал: «Развивая соревнования между хозяевами конных заводов, правительство постановило ежегодно организовывать 15 октября конные бега. Серебряная ваза стоимостью в 1500 рублей – награда хозяину лошади, бежавшей лучше всех. Второй приз – 500 рублей. Эти поощрения, которые исходят от заботы властей, не могут не принести хороших результатов в местности, столь благоприятной для разведения лошадей. Почти все мурзы полуострова, а также большое количество других татар присутствуют на этих бегах, которые представляют собой любопытное зрелище благодаря разнообразию костюмов. Амфитеатр, где сидят элегантные дамы, одетые по-европейски, образует контраст, который не может не нравиться иностранцам».

В конце XIX века было создано Таврическое скаковое общество. Его членами стали многие почтенные граждане Симферополя – Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн, Александр Христианович Стевен. Своих лошадей на скачках постоянно выставлял сын Федора Михайловича Достоевского – Федор Федорович Достоевский. Он был страстным любителем скачек, казначеем Императорского Московского скакового общества, крупнейшим специалистом в России по коневодству. У Федора Федоровича были конюшни в Петербурге, Москве и в Симферополе, где он прожил довольно долго.

В 1896 году в Симферополе была построена заводская конюшня. Она находилась на нынешней улице Севастопольской. На той территории, где сейчас расположен конноспортивный клуб (частично там сохранились и старинные здания конюшен). В канун революции здесь содержались 73 ценных племенных жеребца, в том числе и английских кровей, привезенные из-за границы. После 1917 года от этого богатства осталось лишь четыре коня. Правда, в 1920-х советская власть активно пыталась возродить на полуострове коннозаводческую отрасль, взамен утраченных были закуплены новые кони. По решению Наркомзема Крыма был создан Крымский конный завод – он находился в 64 километрах от Симферополя, в совхозе Чоты тогдашнего Карасубазарского, нынешнего Белогорского района. Но уже в 1930-м завод расформировали, большинство его лошадей попали на конефермы России и Украины.

А ипподром в Симферополе в ХХ веке обосновался в районе нынешней улицы Крымских Партизан – она раньше даже название носила соответствующее – Ипподромная. В первой половине ХХ века эта территория была не застроена и считалась загородной. О том, что представлял из себя тогдашний симферопольский ипподром, можно судить по сохранившимся воспоминаниям ветврача Государственной заводской конюшни Михаила Елшина. В 1928 году он писал о том, что ипподром находится не в лучшем состоянии: «Лет восемь тому назад крымский ураган налетел на крышу трибун и отнес ее со стропилами на несколько десятков метров, разбив вдребезги при падении, а вторая новая крыша от тяжести черепицы обрушилась, после чего атмосферные осадки прикончили до основания каменные стены – остался один круг и старенькая беседка». И далее: «Симферопольский ипподром (…) слишком шумен. Военные занятия с ружейными выстрелами и разрывами бомб – обычное явление (…) Но беда кроется главным образом в том, что по Севастопольскому шоссе, расположенному в нескольких метрах и параллельно длине скакового круга, мчатся автомобили, многочисленные подводы с разным грузом, иногда весьма звонко дребезжащим, часто летают над ипподромом аэропланы. Проезжая поперек шоссе, молодые лошади пугаются даже обычной покрытой холстом повозки, вышибают из качалок наездников и мчатся одни, – все это, несомненно, портит беговую карьеру и беспокоит лошадей».

О том, как проходили скачки на Симферопольском ипподроме в послевоенное время, «Газете» рассказал Николай Константинович Гаврилов – человек, которого без преувеличения можно назвать легендой крымского конного спорта. Отец Николая Константиновича Константин Данилович в 1930-м организовал в Красногвардейском районе Крыма совхоз «Большевик», став его председателем. Он хорошо разбирался в лошадях, знал тех лошадей, что были на Крымском конном заводе, и, когда его расформировывали, взял часть лошадей оттуда себе, создал при совхозе свою конеферму. Причем весьма высокого уровня. «Уже через 6 лет, в 1936-м, кобыла отца Академия выиграла в Москве большое Всесоюзное дерби. Венок победителя на Академию сам Семен Михайлович Буденный надевал – он был главным судьей на Всесоюзных соревнованиях, – говорит Николай Константинович. – Вообще, до войны у отца на конеферме было 360 голов лошадей (и скаковых, и рабочих). К началу войны конеферма «Большевика» считалась лучшей в Союзе. Отношение тогда, надо сказать, к лошадям было особое – конь ведь был главной оборонной силой страны. И уход был соответствующий. Это в тяжелое послевоенное время нам их жмыхом приходилось кормить, а в те годы каждой лошади давали в день по 5 килограммов овса, по килограмму отрубей да по килограмму моркови. А особо ценным еще и по стакану хорошего портвейна наливали – для аппетита. Отец, бывало, купит 10-12 бутылок, одну – работникам, одну – с парторгом выпьет, остальное – лошадям».

Сам Николай Константинович начал работать на конеферме и помогать отцу с 13 лет, то есть с 1935 года. Тогда же впервые и на Симферопольском ипподроме в качестве наездника себя попробовал. А в 1941-м ему уже официально присвоили звание жокея и допустили к работе тренером. Николай Константинович и жокеи на подготовленных им лошадях участвовали едва ли не во всех скачках областного, республиканского, всесоюзного уровней.

После войны Симферопольский ипподром возобновил свою работу в 1946-м году. Правда, по словам Гаврилова, его перестроили. «Раньше длина скакового круга шла параллельно Севастопольской, а после войны – перпендикулярно. И дистанция стала короче: с 1800 метров ее сократили до 1300, – поясняет Николай Константинович. – Но реконструкция получилась неудачной: повороты стали такими крутыми, что лошади иногда с дорожки ипподрома (а там грунт был пахотный, слегка присыпанный опилками) прямо на обычную дорогу вылетали, чуть ли не на Севастопольскую их на полной скорости выносило. И от такого резкого перехода со специального грунта на обычное дорожное покрытие суставы у лошадей сильно страдали».

Сезон на Симферопольском ипподроме открывался 2 мая, и первые скачки были на приз Открытия сезона. Затем скачки проводились каждое воскресенье, и не только скачки, но и бега, то есть не лишь верхом на лошадях выступали, но и в качалках (легкие двухколесные повозки, в которых сидит наездник). Ну а закрывался сезон 8 ноября, иногда уже по первому снегу скакали. Тотализатор на ипподроме начал работать еще в довоенные годы, а после войны построили дополнительные кассы. «Тотошники» (так мы называли тех, кто на тотализаторе играет) сюда съезжались со всего Крыма. Сколько раз они ко мне подходили: «Ну отметь в программке хоть одну скачку!» Знали, что я в лошадях хорошо разбираюсь, могу сказать, кто в заезде победит. Но я всегда отнекивался: за такие фокусы можно было в два счета с ипподрома вылететь и жокейского звания лишиться», – вспоминает Гаврилов.

Конец скачкам в Крыму наступил в 1960-х. Симферопольский ипподром разрушили – на его месте решено было построить жилой массив. И массив построили. А вот новый ипподром – предполагалось, что его сделают в районе Заводского – увы, так никогда и не появился.

Бывает же

Театр начинается с… лошади

Театр, говорят, начинается с вешалки. А вот симферопольский храм Мельпомены начался с конюшни. В 1820-х годах неподалеку от того места, где сейчас находится Русский драматический театр, а в то время был пустырь, для дворян, приезжающих со всей Таврической губернии на свои съезды или для участия в скачках, были построены два каменных строения, где ставили лошадей и кареты. Одно из этих строений, выходящее на нынешнюю ул. Героев Аджимушкая, в 1821 году снял московский купец Волков, приехавший в Симферополь для лечения. Большой театрал, он перестроил сарай, сделал небольшую сцену, расставил деревянные скамьи и открыл здесь любительский театр. Через пару десятков лет здание перестроили уже более основательно, затем последовала еще одна перестройка – и в 1888 году театр уже назывался Дворянским и имел 410 мест. В новое здание на нынешней улице Пушкина Дворянский театр переехал в 1911 году.


Татьяна Шевченко
Фото из личного архива Н.К. Гаврилова

На фото: Симферополь, территория Государственных заводских конюшен, 1952 г. Победитель скачек на приз Симферопольского обкома партии жеребец Эльбрус; слева от него – Н. К. Гаврилов, справа – К. Д. Гаврилов.