Рейс №1825: рождение человека

Чтобы спасти ребенка и мать, в украинском небе на борту самолета «Аэрофлота» пересеклись судьбы многих, совершенно не знакомых друг с другом людей

В небе южной Украины 8 октября родилась девочка Варя. История ее появления на свет очень ярко показала, как могут сплетаться судьбы и таланты совершенно незнакомых друг с другом людей. И при этом совершается дело настолько благое, что для его оценки стоит применить лишь самые громкие эпитеты.


ЧП на высоте 10 тысяч метров

Теплый крымский вечер начала октября. В Центральном симферопольском аэропорту пилоты «Аэрофлота», россияне Александр Кулаков и Игорь Заболотников, готовят к очередному рейсу №1825 «Симферополь – Москва», авиалайнер «Эйрбас-320». Готовится к полету и бортперсонал серебристо-синей махины: возле трапа молодая стюардесса Марина Серебрякова ждет первых пассажиров этого рейса. На посадку, среди десятков москвичей, довольных удавшимся бархатным сезоном, идет 23-летняя студентка-психолог Соня Бирюкова, рекламщик Руслан Томилин, корреспондент газеты Владимир Захватов... А в это время в медпункте аэропорта заведующая Надежда Чичева решает, что одной из проходящих предполетную проверку пассажирок – 29-летней Анастасии Козловой, можно все же лететь, хоть срок беременности и не лучший для путешествий – семь месяцев.

– Никаких причин волноваться, в общем, не было, – рассказала «Газете» Надежда Чичева. – При сроке 29-30 недель правила разрешают совершать авиаперелеты, тем более, что женщина была беременна третьим ребенком и не жаловалась на самочувствие.

Однако, уже вскоре, несмотря на благополучный прогноз симферопольских медиков, Настя ощутила резкое недомогание. Из опубликованных на «Фейсбуке» заметок очевидца произошедшего, пассажира лайнера Владимира Захватова, можно судить, что около семи часов вечера (минут через 25 после взлета), на высоте 10 тысяч метров, женщина подошла к стюардессам и сказала, что у нее отошли воды и начинаются преждевременные роды. «Анастасию уложили в хвосте самолета, а пилот объявил пассажирам о решении садиться на ближайший аэродром», – сообщает Захватов на своей страничке в соцсети.

Мысль одна – спасти жизнь!
В 20 часов 8 минут командир экипажа Александр Кулаков доложил Службе движения Украины об экстренной посадке борта 1825 в харьковском аэропорту и, приступив к снижению, попросил наземные службы прислать на посадочную полосу бригаду медиков. Не растерялась и бортпроводница Марина Серебрякова – кинулась из хвоста самолета, где тихо стонала в родовых схватках Настя, искать среди пассажиров врача или хоть кого-нибудь с медицинскими навыками.

– Я сразу после взлета заснула, – рассказала «Газете» московская студентка Соня Бирюкова. – Вдруг будит меня Гена, мой парень, с которым в Крым путешествовали, и спрашивает: умею ли я принимать роды? Сразу сообразила, что нужно делать, училась когда-то на медсестру, и пошла за стюардессой в коридор, где была роженица. Вижу, лежит женщина, уже и головка ребенка видна... Вместе с Мариной приняли его, а дальше автоматически все вышло: заметила, что ребенок не дышит – его рот и носик забиты родовой слизью. И, знаете, не задумываясь (мысль одна-единственная: спасти жизнь матери и младенцу!), отсосала слизь, начала делать искусственное дыхание. А ребеночек-то маленький, чуть больше ладошки... И очень скоро он пискнул, ожил!
Девушка вспоминает: как только положила новорожденного на грудь измученной, истекающей кровью матери, та сразу спросила, кто родился.
– Я ответила, что девочка, – продолжает Соня. – Тогда она сказала: «Назову Варенькой», – и потеряла сознание.

Опоздавший страх

В тот же миг «Эйрбас-320», коснулся посадочной полосы аэропорта города Харькова – командир корабля Александр Кулаков, по свидетельству пассажиров, летевших тем рейсом, посадил стотонную махину «словно пушинку», показав исключительные навыки пилота, накопленные им с 2005 года. Сами же пассажиры устроили сбор денег «на пеленки» для Варвары. «Причем, всего за пару минут собрали больше тысячи долларов, и в этом, похоже, немалая заслуга моего знакомого Руслана Томилина, организовавшего сбор пожертвований, как настоящий профессиональный рекламщик-зазывала», – делится на интернет-форуме своими впечатлениями некто Arni, один из пассажиров того рейса.

И вот на борт еще гудящего турбинами авиалайнера быстро поднимается бригада врачей-харьковчан. Медики перерезали пуповину, оказали ребенку и пришедшей в сознание Насте первую помощь, бережно перенесли их в карету «скорой» и немедленно помчались в Харьковский областной клинический перинатальный центр.

– Девочка родилась весом один килограмм пятьдесят граммов, состояние ее удовлетворительное. Какое-то время мать и дитя побудут еще у нас, а потом отправятся в Москву, – сообщила «Газете» главврач перинатального центра Светлана Коровай. – Но, к сожалению, Анастасия Козлова не хочет давать комментариев по поводу случившегося и отказывается общаться с прессой.

…А рейс №1825, дозаправив топливо, в тот же вечер, около десяти часов, вылетел из Харькова и без дальнейших приключений прибыл в пункт конечного назначения.

– Уже в Москве, оценивая произошедшее, я испугалась, – признается Соня Бирюкова, которую российские власти хотят теперь наградить государственным орденом «За гражданское мужество». – А тогда страха не было. Думаю, многие на моем месте поступили бы так же.

P. S.
Кстати, родившаяся в небе девочка Варвара будет считаться уроженкой Симферополя. Заведующая медпунктом симферопольского аэропорта Центральный Надежда Чичева рассказала «Газете», что существует специальный пункт в законе о регистрации новорожденных (аналогичном и в России, и в Украине), гласящий: если ребенок родился в пути, то местом рождения должен считаться тот населенный пункт, откуда отправлялся транспорт.

На фото: Этому лайнеру «Эйрбас А320» компании «Аэрофлот» суждено было стать местом рождения семимесячной Варвары. Стотонную махину пилот, знавший о рожающей в салоне женщине, посадил, как пушинку.

Фото пресс-службы МЧС города Харькова