Аварийный «боинг» посадили, как по учебнику

Опытный летчик Евгений Тярлеев рассказал «Газете», насколько сложно сажать авиалайнер с поврежденным шасси

Аварийная посадка, которую в минувшую пятницу, 10-го августа, в аэропорту Симферополя совершил «Боинг 737-400», хоть и обошлась без жертв, но потрепала нервы многим. На видеозаписях, предоставленных МЧС, слышно, как спасатели молятся, глядя на стремительно снижающийся лайнер, и виден густой дым, поваливший из-под шины шасси, которая лопнула при взлете в Турции. Заметно, как пилоты стараются удержать покалеченный самолет на взлетно-посадочной полосе, не давая ему завалиться на бок. И это – с махиной, которая даже пустая, без пассажиров и топлива, весит почти 35 тонн!

Посадке с аварийным шасси летчиков обучают на специальных занятиях с помощью тренажеров и проверяют эти умения на экзамене.

– Чтобы посадить самолет с неисправным шасси, нужно сделать следующее, – рассказал «Газете» ветеран отечественной гражданской авиации симферополец Евгений Тярлеев, побывавший в подобной переделке в 1986 году на ташкентском аэродроме. – Выровнять машину по осевой линии взлетно-посадочной полосы, снизить скорость до 200 км/ч, высоту до тридцати метров и начать приземление. Здесь нужно использовать предкрылки и закрылки, чтобы держать горизонтальное положение на малых скоростях во время посадки. Далее так: штурвал на себя, чтобы стойки шасси под крыльями коснулись земли, затем штурвал от себя, чтобы земли коснулась и передняя стойка. После этого, добавляет пилот, нужно немедленно жать на тормоза и снова активно работать штурвалом, чтобы удержать равновесие машины.

– Полет проходил хорошо, но при посадке почему-то пошли на второй круг, потом еще на один, – вспоминает Татьяна, пассажирка злополучного рейса из Анталии. – Потом капитан предупредил: будем делать аварийную посадку, все должны пристегнуться. Мы очень испугались, но молча ждали, что будет дальше. Слава богу, что все обошлось и мы живы! Спасибо пилотам за мастерство!

По информации издания «Комсомольская правда в Украине», экипажем, спасшим жизни 144 пассажиров, командовал Андрей Ляденко. Однако ни компания «Международные авиалинии Украины», осуществлявшая полет, ни компания UtairUkraine, которой принадлежит самолет, не комментируют происшествие и, соответственно, не называют фамилий летчиков. Почему?