Александр Нечаев: Волшебник промышленного города

За восемь с половиной лет работы в Крыму генеральный директор холдинга «Титан Украины» Александр Нечаев заслужил репутацию эффективного менеджера, способного решать на первый взгляд невыполнимые задачи. Поднять с колен практически рухнувшие предприятия и вернуть им былое величие по силам далеко не каждому руководителю. За это и уважают Александра Игоревича не только работники промышленных гигантов – «Крымского содового завода» и «Крымского Титана», но и все жители Красноперекопска и Армянска, где эти предприятия расположены. Впрочем, образ жесткого руководителя, который можно было бы себе представить после прочтения биографии Александра Нечаева, рассеивается с первых минут беседы с ним. На самом деле Александр Игоревич – открытый, доброжелательный и веселый человек, а потому разговор наш с ним в редакции «Газеты» получился интересным, ярким и живым.

«С будущей супругой познакомился на посвящении в студенты»

Я родился в Киеве. Отец работал на знаменитом заводе «Арсенал» (от него 5 минут пешком до Верховной Рады Украины. – Ред.), дорос до главного инженера. Мама – в проектном институте. Так что выбор профессии был предельно прост: отец всю жизнь проработал на «Арсенале», поэтому и мне была туда дорога. В 1980 году поступил в киевский политех на специальность «Оптическое и оптико-электронное приборостроение». Кстати, на дне посвящения в студенты, 30 августа, познакомился со своей будущей супругой. Сейчас жена живет между Киевом и Крымом. Дочь с мужем и трехлетним внуком живут в Киеве, поэтому супруга «работает» бабушкой – помогает нянчить. А дочь работает в серьезной компании начальником отдела аудита. Зять занимается бизнесом. Одно время он играл профессионально в мини-футбол, но недолго, теперь только как любитель. А мой старший брат до сих пор занимается футболом профессионально – он администратор киевского «Динамо». Вот 26 августа в Армянске наша футбольная команда «Титан» будет играть с «Динамо-2» – будет матч «Нечаев против Нечаева» (улыбается). В прошлом году «Титан» играл с «Динамо-2» в Киеве, мы с братом сидели на трибунах, и тогда я первый раз в жизни болел против киевского «Динамо». Тогда мы проиграли 0:2, поэтому ждем реванша.

«Арсенал» – это школа жизни»

Работу на «Арсенале» вспоминаю с удовольствием. Еще учась в институте, я проходил практику в цехе №5 – оптическом, где стояло трофейное немецкое оборудование. На заводе прошел хорошую школу. В цехе работала бригада сборщиков уже пенсионного возраста. Наступает обеденный перерыв, они подходят, дают мне отвертку и говорят: «Вон стоит прибор. Мы пошли обедать, а ты его настраивай. Придем – проверим». И я с отверткой настраивал этот прибор. Приходят с обеда, смотрят – показатели улучшились. «Все, – говорят, – сработаемся. Только ты на нас не обижайся, мы и отца твоего так же тестировали, когда он к нам молодым специалистом пришел» (смеется). В общем, интересно было. Дисциплина, конечно, была строгая – предприятие-то оборонное. В восемь утра зашел, в пять вечера вышел, и это в лучшем случае.

Через коммерцию – снова на завод

Проработав пять лет на заводе, хотел заниматься наукой. Но не сложилось. Наступили 90-е годы, семью кормить надо было – и я ушел в коммерцию. Мне очень повезло, я имел дело с крепкими и грамотными коммерческими структурами. Многие ребята, которые их тогда возглавляли, сегодня народные депутаты и, я думаю, еще не раз будут избраны в Верховную Раду. Работать было интересно, но меня постоянно тянуло на предприятие, это все-таки родное. Тогда как раз структура, в которой я работал, стала акционером завода «АвтоКрАЗ» в Кременчуге, и я уговорил своего руководителя отпустить меня на это предприятие. Так я стал замдиректора завода по коммерческим вопросам. Получилось. Те полтора года, которые я работал в этой должности, стали рекордными по выпуску автомобилей. Мы даже готовили автомобиль на ралли Париж – Дакар. К нам даже приезжал профессиональный гонщик, тестировал КрАЗы, выпущенные специально для ралли, – с двумя осями вместо традиционных трех. С этим парнем произошел просто анекдотичный случай. Он ехал на раллийном КрАЗе на автошоу в Киев. Едет, давит на газ, на спидометре – 115, и тут его останавливает гаишник с прибором для замера скорости. Сергей выходит, спрашивает, в чем дело. Инспектор отвечает, мол, превышение скорости. Наш гонщик ему и говорит: «Ты видел хоть раз, чтобы КрАЗ скорость превысил?!» А инспектор на это: «Да я сам в шоке! Наверное, у меня что-то с прибором случилось. Ладно, езжай» (смеется). К сожалению, принять участие в гонках в итоге не получилось, но поработали мы на славу.

«Когда приехал в Крым, поначалу ничего, кроме завода, не видел»

5 февраля 2004 года я приехал в Крым, два года возглавлял Крымский содовый завод в Красноперекопске, потом «Крымский Титан» в Армянске. Последние два года возглавляю холдинговую компанию «Титан Украины», куда входят «Крымский Титан», «Сода», и другие предприятия в Запорожье, Сумах. Работы, конечно, стало больше, на месте сидеть не приходится. Но это меня радует. В офисе сидеть я бы, наверное, не смог (улыбается).

А когда приехал в Крым, поначалу ничего, кроме завода, не видел. Нужно было вытаскивать предприятие. Задолженность только за потребленный газ составляла 16 миллионов гривен, не говоря уже об остальных позициях. Но отдушина все же была. Когда мы покупали завод, сохранили волейбольную команду при предприятии. После работы можно было пойти посмотреть, как ребята тренируются, самому немного поиграть. Здесь очень добрые люди. Может, из-за того что и Красноперекопск, и Армянск – города небольшие, все друг друга знают. Если к тебе по-доброму относятся, значит, ты что-то правильное делаешь в этой жизни. Кстати, от гостиницы в Красноперекопске, где я жил, до дома в Киеве на машине ровно 700 километров. Несколько раз проверял. И когда меня спрашивали знакомые: «Как ты ездишь?» – я говорил: «Шесть с половиной часов на машине, и я на месте». Они удивляются, считают, что за это время доехать невозможно. Но у них Крым – это ЮБК. А Красноперекопск-то ближе...

«Я живу по принципу: анализируй прошлое, планируй будущее, принимай жизненный вызов, исполняй свой долг»

Сегодня для возрождения страны нужны профессионализм и слаженность в действиях на всех уровнях управления. Стране нужна политическая команда честных, опытных
профессионалов, которые прежде всего займутся развитием производственной сферы. Только этим путем можно обеспечить людей работой, наполнить бюджет и Пенсионный фонд, развивать наши города, села и поселки. Для меня, в первую очередь как человека и, конечно, как будущего политика, важно, что работать я буду в команде, ведь только
совместными усилиями можно добиться хорошего результата.


Верховная Рада будет на 50% новая

Я просмотрел и партийные списки, и всех мажоритащиков, и думаю, что парламент будет обновлен где-то на 50%, придет много молодых политиков, а это очень хорошо – есть перспектива. А что касается взаимопонимания… Я знаю многих людей, которые работают в нынешнем парламенте, и за стенами Верховной Рады у них прекрасные отношения (улыбается). Надо толерантно вести себя. Блокирование ни к чему продуктивному не приводит. Это позор, когда в Раде начинаются потасовки, выкрики с мест. Я бы очень хотел, чтобы это прекратилось.

«Надо сделать так, чтобы специалисты не уезжали из города»

Вы не найдете ни одного руководителя предприятия, который скажет, что у него достаточно квалифицированных рабочих. Кадры нужны всегда. Ближайший вуз по нашей специализации – в Днепропетровске, и не всякий человек, попав из Армянска в Днепропетровск, хочет вернуться обратно. Надо сделать так, чтобы специалисты не уезжали из города, хотя это непросто. Молодой специалист после пяти лет института вряд ли за тысячу гривен пойдет мастером и будет еще за что-то отвечать. Конечно, это неправильно. В Армянске у нас самая высокая зарплата по Крыму – 4,9 тысячи гривен. Красноперекопск в этом списке – на третьем месте. Конечно, зарплата на заводах отличается от зарплаты тех, кто работает в городе: учителей, врачей. Но я не за уменьшение зарплаты на заводе, а за рост зарплаты учителям и врачам.

«Программа на всю оставшуюся жизнь»

Три месяца назад, когда в планах не было еще никакой предвыборной программы, мы подписали меморандумы: «Крымский содовый завод» – с громадой Красноперекопска, «Крымский Титан» – с громадой Армянска. Мы взяли на себя ответственность за социальную сферу городов. В Армянске, например, планируем отремонтировать 90 тысяч квадратных метров кровель, 310 подъездов в жилых домах, канализацию и водоснабжение в сорока домах. Починим 12 лифтов, поставим пять новых, отремонтируем две школы. Общую столовую мы уже сделали, сейчас взялись за актовый зал. Что касается Красноперекопска, мы пообещали к следующему Дню химика сделать Дворец культуры, вывезли мусор, демонтировали 416 тонн строительных конструкций. Городское ЖКХ не может себе этого позволить, и мы решили, что завод может несколько человек принять, которые будут работать на благо города. И это программа не на один год, а на всю оставшуюся жизнь. Но она не догма. Если через полгода мы поймем, что надо вносить коррективы, будем делать это.


«Инвестор придет в северный Крым – никуда он не денется»

Как привлечь инвесторов в Крым? Все предельно просто. Любой инвестор хочет заработать, значит, нужно ему рассказать, что предприятие будет экономить энергоносители, что на нем современные экологические технологии, что проект быстро окупится, а инвестор, получив эти технологии, начнет получать прибыль.

В сельском хозяйстве у северного Крыма тоже громадные перспективы. Только 30% земель у нас имеют орошение, а если это будет 100%, мы будем собирать колоссальные урожаи. Почему такой же завод, как «Чумак» в Николаевской области, не построить в северном Крыму, что, у нас помидоров и перца меньше? Пищевая промышленность всегда будет востребована, потому что мировой продовольственный кризис наступает. И опять же, извините, но наше сало лучше, чем польское, так что животноводство должно развиваться.
Но прежде необходимо строительство овоще- и зернохранилищ. Я намерен привести инвесторов, которые в Раздольненском, Первомайском районах построят перерабатывающие предприятия и хранилища. А курортная сфера? С учетом того, что ЮБК и западный берег заняты, инвесторы придут в северный Крым – никуда они не денутся. У нас здесь не хуже: есть море, теплее, чем на ЮБК, – можно построить прекрасные пансионаты и базы отдыха. И места у нас есть замечательные. Например, Лебяжьи острова. Это просто непередаваемое зрелище, когда на воде сидит более двух миллионов птиц: пеликаны, цапли. И когда они взлетают – просто сплошная белизна вокруг.


«Люблю ходить на базар и придумывать салаты»

Правда ли, что я люблю и умею готовить? Скажу так: я не умею варить борщ и возиться с рыбой. Но по выходным вся готовка на мне. Мои домашние – любители поспать, а я просыпаюсь рано, поэтому к тому моменту, когда они встают, все уже готово. Люблю ходить на базар, покупать что-то, придумывать по дороге салаты. Раньше у нас вообще была традиция: в выходной день я рано вставал, ехал на базар за ребрышками, и мои просыпались от запаха жареного мяса. Сейчас дочка говорит: «Вот видишь, я вышла замуж, живу отдельно и ребрышек по утрам не ем» (смеется).

А в свободное время гуляю с внуком, катаюсь на велосипеде, вожусь на даче. Рыбу раз 15 в жизни ловил, но на охоту никогда не ходил – не могу убивать. Люблю спорт: волейбол, футбол, бильярд. У меня даже кий свой есть, но играю без трехпалой перчатки. Ее мой зять носит, только он выиграл у меня за все время раза два.

Подготовили
Алексей Гончаров,
Валентина Воробьева,
Фото Светланы Борисовской