В горах где ливень – там и каменный град

Из-за 20-минутного дождя на «Голицынской тропе» сошел селевой поток, пострадали четверо. «Камни катились небольшие, максимум – с футбольный мяч»

Голицынская тропа на склоне горы Коба-Кая, вырубленная в 1912 году специально для императора Николая II по распоряжению князя Льва Голицына, спустя 100 лет остается одним из популярнейших туристических маршрутов. С нее открывается неописуемый вид, но насколько он красив, настолько и опасна тропа, особенно во время непогоды. Впрочем, такая же опасность может поджидать и в некоторых других уголках Крыма, любимых туристами.


Виной всему дождь, говорят в Судакском государственном лесоохотничьем хозяйстве, на чьей территории и находится тропа.

– Около 14.00, где-то в течении 20 минут был сильный ливень, – поясняет Анатолий Энзель, директор Судакского лесхоза. – Со скал, со склонов пошла вода и понесла за собой грунт и мелкий щебень. В районе между Разбойничьей бухтой и гротом Шаляпина где-то ведра три-четыре щебня вместе с дождевыми потоками выплеснулось и как раз попало на проходящих людей, которые могли отойти в сторону, но не успели. Этим щебнем и поранило людей.

Работники лесхоза, по словам директора, оперативно сделали все, что от них зависело: вызвали «скорую», помогли до нее добраться – а это порядка полутора километров. Правда, данные о пострадавших разнятся: по словам директора лесхоза, пострадало три человека – две женщины и один ребенок. В крымском главке ГосЧС сообщают о двух пострадавших, жителях Харьковской области – женщине 1980 года рождения и ее 8-летнем сыне. На самом же деле пострадавших было четверо, говорят в судакской станции экстренной медицинской помощи.

– Я был в составе бригады, которая выехала на место, – рассказал «Газете» Михаил Пикулов, заведующий станцией. – На месте была оказана медицинская помощь четырем пострадавшим: двоим жителям Николаева – пожилой матери с дочерью, у них ушибы грудной клетки, незначительные ссадины у одной на голове, у другой на спине.

И молодая мама с ребенком: у матери достаточно серьезные повреждения – черепно-мозговая травма, рассеченная рана, вся в крови была и в ссадинах, и у ребенка ссадина на теле и рваная рана на затылке. Камни катились небольшие, говорят, максимум ну где-то с футбольный мяч. Эти четыре человека были доставлены в больницу, где их дополнительно обследовали. Учитывая, что угрозы жизни не было, пострадавших выписали из больницы

Не исключено, что пострадавшие отдыхали на не оборудованном пляже. Сам вход на туристический маршрут стоит 30 гривен, но за эти деньги многие, по словам врача, не прочь искупаться на пляже у подножья горы.

– Туристическая тропа оборудована по ботаническому заказнику, – говорит Михаил Пикулов. – Отдыхающие, покупая билет, проходят часть тропы – то есть не делают полный круг – и остаются на пляже. Там наклон горы где-то от 20-30 до 40 градусов, после дождя часть грунта вместе с селевыми потоками понеслась вниз с горы. Там достаточно узко – от уреза воды до горы 5-6 метров, а то и меньше – и все бросились бежать, давясь и теснясь несколько сот человек, но кто-то вел себя достойно, помогая беременным женщинам, детям, а кто-то просто расталкивал себе дорогу. Это заповедник, там запрещены всякие строительные работы и изменения ландшафта, гору никто не трогает, поэтому осыпается она после каждого дождя, и пляж там не оборудованный...

Судакские горно-спасатели подтверждают: сели на тропе – не новость, только раньше люди под них не попадали.

– Это стихия и от нее никуда не денешься, – говорит Игорь Петров, начальник контрольно-спасательного отряда Судака. – Вот если бы это был камнепад, то можно было бы тогда обвинять лесхоз, потому что они должны за этим следить, заключать договора на чистку скал и троп. А селевые потоки довольно часто сходят, и если бы не пострадавшие, об этом и сейчас никто не узнал бы.

Игорь Петров отмечает: лет 15 назад они раз в год стабильно расчищали тропу от опасных обрушений по договору с лесхозом. Теперь этого не нет.

Директор лесхоза заверяет: обследования делают в начале каждого сезона и в течении года, если возникает такая потребность, проводят расчистку.

… Вчера на тропе вовсю шли работы – обследовали и расчищали опасные участки, горноспасатели проводили искусственное обрушение. Кто-то уже подумал, что будут подрывать?.. Как рассказал «Газете» начальник КСО Судака, схема такова: перекрывается участок тропы и вручную спасатели сверху счищают опасные камни:

– Есть такие участки, где действительно огромные камни, если они «живые», тогда уже применяется техника, а так вручную – ломиками, фомками, лопатами...


На фото:7 августа, Новый Свет. Врачи оказывают первую помощь пострадавшим. 

Где стоит ходить с опаской?

В Контрольно-спасательной службе Крыма «Газете» объяснили, что указать место, потенциально опасное селевыми потоками или камнепадом сложно: вся горно-лесная местность опасна по-своему. Для селя, например, благоприятна юго-восточная часть Крымских гор, участок от Алушты и до Судака, поскольку там наименьший лесной покров...

В крымском главке ГосЧС составили свой список обвалоопасных участков на побережье.

Южный и Юго-Восточный берег Крыма

В пределах бухты Ласпи до мыса Херсонесский

мыс Ифигения

мыс Кошка

Зеленый мыс

мыс Никита

в пределах Кучук-Ламбатского хаоса

мыс Чобан-Куле

мыс Ай-Фока

мыс Пуль-Оба

мыс Алчак

мыс Меганом

подножие Кара-Дага

участки побережья от Коктебеля до мыса Киик-Атлама;

Западное побережье Крыма 

от мыса Лукулл населенные пункты Песчаное, Береговое, Угловое, пос. Николаевка до озера Кызыл-Яр;

Побережье Керченского полуострова, Азовское побережье
мыс Голубиный

мыс Фонарь до мыса Бакланов

от мыса Бакланов до мыса Тархан

мыс Зюк

мыс Китень (районы пос. Заводской и пос. Семеновка);

Побережье Керченского пролива 

от с. Героевское до озера Тобечик

мыс Такиль

Черноморское побережье от мыса Такиль до Кыз-Аульского маяка.

Контрольно-спасательная служба Крыма
(0652) 25-31-58

067-704-13-19

067-555-00-01

Начальник дежурной смены ГУ ГСЧС Украины в Крыму
(0652) 55-09-01