Валентина Лютикова: не говорю «если меня изберут»... Уверена, что буду избрана!

Похоже, не зря секретаря Керченского городского совета Валентину Лютикову ее земляки и однопартийцы выдвинули кандидатом в народные депутаты Украины. Именно такое впечатление сложилось у нас после общения с этой женщиной. Со столь неподдельным трепетом и любовью к своему родному городу и его жителям говорит далеко не каждый муниципальный чиновник. Не трудно догадаться, что львиную долю времени нашей беседы заняла именно Керчь, ее радости, боли, ее славные жители, которых Валентина Ивановна объединяет не иначе как в «особую национальность» – керчане. Впрочем, к разговору не только об этом располагала теплая и дружеская атмосфера беседы в стенах редакции. О семье, о рабочих планах и жизненных ценностях Валентины Лютиковой читайте в сегодняшнем номере.
 

О семье

«Отец научил ремонтировать утюги и менять пробки»
Мои родители родились в России, переехали в Керчь в 50-х годах. Отец был мастером, мама работала в сфере услуг треста «Керчьметаллургстрой». Отец умер рано, в 44 года. Мне было тогда 18 лет. Папа целый год болел, и за все это время он меня многому научил: ремонтировать утюги, например – готовил к тому, чтобы я могла делать по дому мужскую работу. Отец всегда в меня верил. А маму он очень любил, и я по юности обижалась, что папа уделяет мне мало внимания. А он говорил мне: «Мама мне больше нравится: она маленькая, полненькая, как колобок. Но ты тоже не переживай, у тебя ноги красивые» (улыбается).


«С мужем поддерживаем друг друга во всем»
Очень благодарна своему супругу Владимиру. Он инвалид I группы по зрению, с детства плохо видит. Когда я выходила за него замуж, он не имел высшего образования – только девять классов интерната для слабовидящих в Запорожье. Сегодня супруг – депутат Верховного Совета Крыма, возглавляет УПП УТОС в Керчи. Мы с мужем прошли все. Он получил высшее экономическое образование, в 28 лет стал директором базы стройматериалов, сейчас уже более 10 лет возглавляет УПП УТОС, кавалер орденов «За заслуги» II и III степени, заслуженный работник промышленности Украины. Мы поддерживаем друг друга во всем. Домашними делами занимаюсь исключительно я, никаких домработниц у меня нет. Хотя работаю с восьми утра до восьми вечера без выходных, все равно нахожу время на дом и семью. Коллеги удивляются, говорят: «Ты и сейчас такая моторная, берешь на себя столько работы… Представляем, какой ты была в молодости» (улыбается). Люблю посидеть в компании с друзьями и коллегами, хотя алкоголь не употребляю. На это иногда обижались, но я всегда отвечала: «Я и без того очень заводная, а если еще и выпью, то вообще, наверное, на столе танцевать буду» (смеется). Спасибо родителям, которые на генетическом уровне вложили в меня заряд энергии и жизнелюбия, который питает меня и сегодня.


«К своему гардеробу отношусь предвзято»

Я – женщина и, конечно, люблю красиво одеться. К своему гардеробу отношусь предвзято: все должно быть безукоризненно. Сегодня одеваюсь там, где посоветовали мне мои бывшие коллеги по Верховному Совету Крыма. Там же, где и я, одеваются министр социальной политики Елена Семичастная, министр культуры Алена Плакида. А раньше возила себе вещи из Москвы и даже пыталась шить сама. Но я больше корректор, нежели модельер (улыбается).

«С тещей зятю повезло»
У меня единственная дочь Полина и три внучки. У них прекрасные имена: Таисия, Стефания и Мелания. Дочь закончила Харьковскую юридическую академию, в совершенстве знает английский язык, работала переводчиком. Зять – врач, хирург-травматолог, работает главврачом в больнице Водников. С тещей, я считаю, ему повезло. Он очень достойный человек, я его защищаю. Дочь – родная, она всегда поймет маму, даже когда та сделает замечание. А вот зятя нужно защищать, повышать его самооценку. Дети живут отдельно, но я стараюсь заботиться о них, помогаю и советом, и материально. А как иначе? Дочь только вышла из декрета и получает всего 1126 гривен.

О карьере, Керчи и керчанах

«Путевку в жизнь дал Яков Михайлович Аптер»

Я – коренная керчанка. В 1978 году закончила Днепропетровский химико-технологический институт и пришла работать на металлургический завод имени Войкова, директором которого был Яков Михайлович Аптер. Этот человек дал мне путевку в жизнь, ему я очень многим обязана. Под руководством Якова Михайловича предприятие успешно развивалось, продукция завода вышла на европейский рынок. К несчастью, 18 ноября 1993 года Яков Михайлович погиб в автокатастрофе, и после его смерти предприятие стало утрачивать свои позиции.

«Девиз Крыма «Процветание в единстве» предложили мы, депутаты от Керчи»
В 1992 году меня избрали депутатом первого созыва крымского парламента, который возглавлял Николай Васильевич Багров. Довелось стоять у истоков крымской автономии: группа депутатов, в которую входила и я, участвовала в разработке документов, определяющих статус нашей республики. Кстати, девиз Крыма «Процветание в единстве» предложили мы, депутаты от Керчи. В 2001 году, когда уже работала в городском совете Керчи, получила звание «заслуженный работник органов местного самоуправления АРК», когда эта награда только появилась. Удостоверение мне выдали под номером 2.

То, как сегодня живет и выглядит Керчь, – это заслуга мэра Олега Осадчего и его команды, в которую вхожу и я. У нас за счет местного бюджета работают 19 социальных программ. Мы отремонтировали детскую больницу, реанимационное отделение, тубдиспансер, а в онкологическом отделении создали реабилитационный центр с маммографом, и женщины уже не ездят за 200 километров в Симферополь, а обследуются у нас. У нас работает единственный в Крыму и Украине муниципальный Дом ребенка. Зарплата в Керчи на 225 гривен выше средней зарплаты по Крыму. Это результаты нашей общей работы. Поэтому никогда не говорю «если меня изберут»... Уверена, что буду избрана!

«Керчане – это особая национальность»
Чем Керчь отличается от других городов Крыма? Его жители – это особая национальность. А еще Керчи везло на жестких правителей. Тот же царь Митридат, правивший Понтийским царством более двух тысяч лет назад. И это наложило свой отпечаток: в Керчи всегда порядок. У нас самый чистый город в Крыму и один из самых чистых в Украине, это заслуга не только властей, но и жителей. Сегодня мы не знаем, что такое разбросанный по улицам мусор, поломанные детские площадки и запущенные скверы, мы уже давно повысили зарплату дворникам, и они иногда получают больше, чем начальники жэков. В Керчи, вы знаете, большая проблема с водой. Для комплексного и полноценного ремонта водовода денег не хватает, и приходится латать его местами. Но горожане зачастую за свои средства меняют участки водовода, а предприниматели активно помогают в строительстве детских садов, спортивных площадок, зеленых зон, делая наш город красивее и уютнее.

Еще одна особенная черта керчан – гостеприимство. Когда мы принимаем делегации городов-героев, гости всегда говорят, что так, как в Керчи, их не встречали ни в одном городе России, Белоруссии и Украины. А День Победы (я это помню еще с детства) мы всегда встречали на улицах – садились каждый на свою подстилку со своей торбой и баяном, а потом через час-два объединялись, и весь город был как одна общая семья. До войны в Керчи проживало 104 тысячи человек, а в 1944 году встречать освободителей вышли 32 мирных жителя. Людей угнали в конц-лагеря, уничтожили. Багеровский ров, Аджимушкай – символы героизма наших людей. Помним о керченских «лизунах» – они слизывали капли пресной влаги со стен штолен, а потом выпускали ее в общие котелки, чтобы напоить женщин и детей… Мы достойно несем это звание – «керчанин», храним нашу историю и стараемся воспитать в этом духе наших детей.


О планах на будущее и о новой раде


«Наша самая главная задача – остановить отток молодежи из города»

Проблем в нашем регионе, безусловно, немало. В свое время Керчь наполняла крымский бюджет на 48%, в основном за счет промышленных гигантов: судоремонтного завода «Залив», железорудного комбината, торгового и рыбного портов. Многое, конечно, было утеряно, но мы сохранили судостроение и судоремонт, а теперь это надо развивать. Наша самая главная задача – остановить отток молодежи из города. Ведь сегодня при численности населения Керчи 145 тысяч 58 тысяч – пенсионеры. Для этого необходимо не только восстанавливать промышленность, но и развивать курортно-туристическую сферу. Потому что многие пока доезжают до Феодосии и говорят: «Ой, Керчь – это же так далеко! Не поедем!» Но когда туристы приезжают к нам, восхищаются, что в Крыму может быть такой чистый и красивый город. А еще у нас с 2000 года работает молодежный исполком, создана школа мэров. Молодые люди проходят практику в наших отделах, получают сертификат, стипендию городского головы в размере 1000 гривен. Мы отремонтировали 25 квартир и мест в общежитиях, обустроили их мебелью, техникой и закрепили за детьми-сиротами. Когда им вручали ключи, 21-летний парень упал в обморок: он и представить не мог, что у него будет собственное жилье. На следующий год мы взяли уже 30 таких квартир.

«С Краснодарским краем обросли семейными узами»
Мы должны углублять экономические и культурные связи с Россией. Керчь – это особый регион, в прямом смысле слова породнившийся с соседним Краснодарским краем. Помню, еще в девичестве ездила со своей подругой, которая родом с Кубани, к ней домой. Ее бабушка так говорила: «Оце хохли понаїхали!» (Смеется.) Керчь всегда выступала за русский язык. Мы живем в Украине, и государственным языком, безусловно, должен быть украинский. Но разговаривать, обучаться, обращаться в органы власти люди должны на родном для себя языке.

А экономические связи с Россией нам помогут развить совместные проекты, такие, как, например, зона свободной торговли в рамках СНГ, соглашение о которой недавно ратифицировала Верховная Рада. Это должно послужить созданию в Керчи новых рабочих мест, поскольку у нас очень много предприятий, которые производят продукцию на экспорт, в том числе и в Россию. Обнадеживают и твердые намерения президентов Украины и России строить транспортный переход через Керченский пролив.

«Нам есть что предложить инвесторам»
Я твердо убеждена в необходимости монетизации льгот. Например, у нас в Керчи в общественном транспорте ездят 18-20 льготных категорий граждан, а еще есть Ленинский район, где бабушки никуда не ездят, да там и троллейбусов нет. Лучше провести расчеты и компенсировать людям эти средства пособиями или добавками к пенсии, и пусть они сами решают, сколько им ездить.

Я вижу свою задачу в привлечении инвесторов в регион, в том числе и в курортную сферу. А у нас есть что им предложить. В том же Ленинском районе очень много прекрасных пляжей. Когда люди приезжают к нам из-за рубежа, они поражаются этой дивной первозданной природе, которой еще не коснулась рука человека. А озеро Чокрак с его грязями, лечебные свойства которых во многом превосходят сакские грязи...

«В реформаторов всегда кидают камни, но мы этого не боимся»
В новой Верховной Раде большинство должна сформировать Партия регионов. Сегодня эта политическая сила создала прочную вертикаль власти – от президента до местных советов, взяв на себя ответственность за будущее страны. Сегодня есть положительные результаты работы в экономике, решении социальных проблем, и эти реформы нужно провести до конца. Кому-то эти изменения кажутся непопулярными и неуместными. Что ж, в реформаторов всегда кидали камни, но мы этого не боимся. Наша единая команда докажет всем, что принимаемые меры эффективны, и сделает Крым настоящей жемчужиной Украины. А в том, что все крымские кандидаты-«мажоритарщики» от Партии регионов войдут в состав новой Верховной Рады, я ни секунды не сомневаюсь.

Подготовил Алексей Гончаров
Фото Светланы Борисовской