«На работе ты не гость - укради хотя бы гвоздь...»

«редакция» заинтересовалась: живо ли явление из советской жизни под названием «несуны» или оно исчезло вместе с распадом Союза

Кто такой несун? «Большой толковый словарь» инфор­мирует: тот, кто совершает мелкие кражи, уносит что- либо оттуда, где работает. Замечено, что слово попало в словари к концу советской власти, но было широко распространено весь пери­од поиска коммунистическо­го рая. Само явление как раз и демонстрировало, что по­добный идеал, основанный на лозунге «общественный интерес выше личного», утопичен в принципе. В не­которой степени действия несунов можно рассматри­вать не только как нечто порочное, но и комичное. А вот психиатры уверены: это обыкновенное воровство.

СМЕШНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВНЕ ЗАКОНА

Воспоминания свидетель­ствуют: несли все, что плохо лежало. А так как все лежало плохо, то предела перечню не­сомого практически нет. Но вот кивок на тотальный дефицит как-то не убедителен. Неслось и то, что априори было не нуж­но: могло бы пригодиться, но в результате до сих пор пылится на чердаках. Или использует­ся комично. Например, у моих знакомых, живущих в частном секторе, уличный туалет-бу­дочка внутри украшает таблич­ка, которую стащили из «крас­ного уголка». На ней ленинский постулат: «редакция - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный органи­затор». Под мудрой мыслью висит сумочка для бумаги.

Еще одна знакомая семья последние тридцать лет шьет занавески, фартуки и наво­лочки из партийного кумача. Запас образовался благо­даря усилиям бабушки Риты, которая, работая на предпри­ятии завхозом, «дерибанила» тканевый ресурс, предназна­чавшийся для оформления праздничных официозов.

У нас дома, помнится, был набор пробирок и другой по­суды из биохимической ла­боратории, включая «чашки Петри»(мама работала в уни­верситете). Использовать в хозяйстве получалось только «чашки», их приспосабливали под цветочные горшки, ко­торые почему-то принципиально выпускались без блю­дец. Все остальное стеклян­ное богатство просто ждало какого-то своего часа, но так и не дождалось - химики в семье больше не образовы­вались.

А вот и забавная (как по мне) история, которая при­ключилась с моей подругой. Подруга у меня классический несун со своей железобе­тонной идеологией. Работа­ла она скромной уборщицей в электротехническом цехе, где, кроме проволоки, украсть что-либо было трудно. Но вот однажды купили для пола ли­нолеум. Постелить постелили, а часть осталась. На нее-то и покусилась моя «несушка». А на предприятии были забор, проходная, вахтер, все честь по чести. Но в каждом заборе есть слабое звено. Дождав­шись темноты, отправилась рачительная хозяйка (кстати, мать двух девушек к тому вре­мени) с линолеумом к забору, перекинула рулон, перепрыг­нула сама и... попала в руки милиции. Потом был поход в линейное отделение, со­ставление протокола, слезы и стыд, мерещились тюрьма, на­ры, лагеря. Линолеум отобра­ли (в милиции тоже пол нужно чем-то стелить, а может, и там несуны были), и дело как-то замяли. Но факт остается фак­том: удар по «несунской» иде­ологии нанесен не был.

Если обзор производствен­ных краж из ближнего окру­жения автора скорее коми­чен, то несуны, работавшие, допустим, в общепите, были настоящей бедой. До сих пор считается нормальным, когда в детсадах и школах отвра­тительное меню (исключениявызывают недоверие), а на больничную кухню вообще ни­кто не надеется.

НАШЕ ВРЕМЯ: ВЕЗУНЫ И ФАНТИКИ

Годы после развала СССР даром не прошли. Появились новые формы несунов и спо­собы борьбы с ними. В совет­ское время потери от мелкого воровства на производстве были ожидаемы и даже фигурировали в отчетной докумен­тации как потери. С несунами боролись, но не очень жестко, громких процессов не устра­ивали и «за колоски» после смерти Сталина не сажали. Считается, что такой подход был частью внутреннего как бы социального договора: мы, мол, на заводе вам мало платим, а вы за это можете немножко от нашего общего коллективного пирога отку­сить. В ходу были карикатуры из журнала «Крокодил», которые по-доброму высмеивали тетку, выносящую ткань через проходную, намотав ее на се­бя, или владельца аппарата газовой воды, впихнутого в малогабаритную квартирку.

Сейчас карикатурами нико­го не проймешь, их место за­менили видеокамеры, хотя, по сути, тоже веселое дело.

Еще веселее по­лучить не просто штраф за «заныканныи» в карма­не кусок масла из того же су пермаркета, а остаться без ра­боты. В отличие от советского времени со спаянным трудо­вым коллективом и системой профсоюзов сейчас никто вас на поруки не возьмет и от увольнения не защитит.

И все же дело несунов уди­вительно живо. Наряду с несу­нами теперь есть «везуны» (во­ровство с помощью автотехни­ки) и «фантики». Об этом пишут в журнале «Бизнес и персонал» руководители одной из питер­ских компаний, занимающих­ся поиском сотрудников, Алла Дмитриева и Дмитрий Солодкий. По их оценке, «несун/везун плох и как работник, ибо до обеда он думает, как украсть, а после - как вынести/вывез­ти незаметно, следовательно, он крадет и рабочее время».

Эти же авторы предлагают термин «фантики» - мелкие потери собственника, связанные с исполь­зованием работника­ми ресурсов компании в собственных це­лях. Самый распро­страненный - блуждание по Интернету. Да, нельзя не со­гласиться, этим грешат все.

Но вот с тем, что проблема «фантиков» возникает тогда, когда фирма предлагает низ­кую оплату труда («если нет денег, возьмем фантиками»), можно поспорить. Ведь в Ин­тернете мы ищем информа­цию, расширяем свой кругозор и т. д. Или это самооправдание классического «несуна»?

СОВЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Петров и все его семейство тащили доски с комбината по обогащению урано­вой руды

на фото: А я здесь недалеко работаю, на мясокомбинате... Карикатура Г Андрианова. 1968 год.

Три вопроса - три ответа

«редакция» связалась с известным крымским врачом Вик­тором Самохваловым, доктором медицинских наук, изуча­ющим эволюционную психиатрию, автором многих книг. Мы задали три вопроса, и вот что ответил мэтр психиатрии.

1 Связано ли явление советских несунов с особенностя­ми национального характера? Несуны есть везде, но масштабы, которые были в Советском Союзе, пожалуй, харак­терны только для него.

-    Никакого национального характера в краже не существу­ет, но крали лишь потому, что у самих было мало ресурса. Это характерно для всех животных, недостаток ресурса компенси­руется воровством.

2 Стремление взять все, что «плохо лежит», продолжает .иметь место и на постсоветском пространстве. Означа­ет ли это фатальное изменение в психике наших людей? Пре­одолимо ли оно?

-   Нет, непреодолимо. Если лично человеку не принадлежит то, что лежит плохо, в норме он вынужден его украсть. Сде­лайте так, чтобы оно лежало хорошо. Если не делаете, то оно вам не нужно.

З С какими еще, на ваш взгляд, характеристиками связано желание украсть на производстве? Жадность? Же­лание отомстить за нелюбимую работу и злого начальника? Может быть, отсутствие навыков христианской морали с по­стулатом «не укради»?

-   Причин столько же, сколько мотивов любого поведения человека, клептомания как навязчивое желание украсть не­нужное - классический пример. Желание испытать острое ощущение, желание досадить, желание доказать свою силу, желание отомстить, привлечь к себе внимание и так далее. Христианская мораль полагает кражу, которая мотивирована и оправдана, но часто она вообще никак не объясняется или не оправдывается, подобно инстинкту. В «Гранатовом брасле­те» кражи мотивируются любовью, но в современных амери­канских фильмах она - показатель успешности и привлека­тельности. (Похоже, Виктор Павлович имеет в виду трилогию про друзей Оушена. - Ред.)