«О своем переходе в журналистику не пожалел ни разу...»

«редакция» взяла интервью у своего редактора - спросили о «себе в журналистике», о 80-летнеи истории «Кг», пишутся ли стихи

Этот год особый для «Крымской газеты»: 6 июля ей ис­полнится 80 лет. Особый он и для нашего бывшего глав­ного редактора Петра Макухи. 22 января ему исполняется 70. Петр Петрович проработал в «Газете» более сорока лет, руководил редакцией, пожалуй, в самые сложные годы - с 1999 по 2012 год. И мы решили взять у него интервью. Первый вопрос, обычно самый сложный для журналиста:

— Что значит для вас ра­бота в «КИА»?

-    Боюсь показаться высо­копарным, но есть такое по­нятие - «малая родина», так вот в некотором смысле для меня «КИА» - из этого порядка. Думаю, что «КИА», как бы она в разные времена ни называлась, за свою 80-летнюю историю в судьбе многих людей сыгра­ла такую же определяющую роль, как и в моей...

—  Вы родились во вре­мя войны во Франции. Это как-то отразилось на ва­шей судьбе, выборе про­фессии?

-   На судьбе вряд ли, а вот на профессии, скорее да. Когда я начал что-то сообра­жать и родители уже верну­лись в Крым, они рассказы­вали о своих злоключениях после угона в фашистскую неволю, о лагере во фран­цузской Лотарингии. Самое яркое впечатление на меня произвел рассказ о том, как однажды в дождливый день, во время очередного перего­на невольников подальше от наступающих частей союзни­ков, в крохотном немецком городке, буквально в двух шагах впереди мамы, кото­рая из последних сил тащи­ла меня на руках, отворилась калитка, и оттуда прямо ей под ноги выкатилась детская коляска. В ней было все для ребенка, даже бутылочка с теплым молоком. Калитка тут же захлопнулась, охрана и не заметила.

Юношеское желание ког­да-нибудь поделиться этим, а может быть, сыграть для кого-то роль того незнакомца из немецкого городка при­шло уже во время срочной воинской службы в группе советских войск в Германии. Отпуск на родину использо­вал для поступления на фа­культет журналистики, хотя к тому времени уже имел тех-ническое образование.

Я почему-то верил, да и сейчас верить готов, что на­стоящая журналистика это не просто информатор, а нравственная или социаль­ная скорая помощь. Не знаю, помнит ли кто-то о моей журналистской помощи ему в трудную минуту, как помню я о той коляске, но о своем переходе в журналистику не пожалел ни разу.

Не могу не сказать, что многое в современной украинской журналистике мне не по душе. Зачастую наши молодые коллеги становятся стариками, не успев сделать первый свой репортаж. Как старушек на лавке у подъ­езда, их больше интересу­ют скандалы и сплетни, чем судьбы людей и страны. А ведь журналист - это поли­тик вне политики. Он дол­жен видеть, куда зовут и ве­дут те или иные идеи и силы, что ждет на этом пути народ и страну.

— «КИА» да­же в советские времена не была партийным орга­ном... Это давало какую- то свободу в темах, стиле?

- В советские времена редакция, конечно, все равно публиковала однопартийные материалы. Но 90 процен­тов газетной площади отво­дилось людям, их письмам, жалобам, обращениям, не­достаткам и проблемам, которые мешали человеку жить, а региону или стране развиваться. В иные годы в редакции регистрировалось до 15 тысяч писем. Это 40 в календарный день или почти 60 на каждый выпущенный номер газеты.

По многим нашим высту­плениям принимались доста­точно серьезные решения, в том числе и на общеукраин­ском уровне. Касалось это преимущественно курорт­ных проблем, которыми изанималась редакция: охраны рекреационных и лечебных природных ресурсов - гря­зевых озер, минеральных и термальных водных источ­ников, развития так назы­ваемой курортной целины. Многое удалось сохранить, и обидно видеть, как все это сегодня стало ничейным.

Если в условиях однопартийности удавалось немало, то какой же сегодня про­стор - обо всем можно ска­зать, и так, как ты считаешь нужным... Но политический плюрализм, мне кажется, породил свое образную реакцию на журналистские выступления - наплевизм. Мол, вы сказали - мы ус­лышали. А другие считают иначе. Думается, сегодня был бы весьма поучительным судебный процесс: редакция или телепрограмма против политика или чиновника, не отреагировавшего на про­блемное выступление СМИ. Наверное, дождемся.

Впрочем, каждое время имеет свои достоинства и свои глупости. Мы, хотя и не были «партийным орга­ном», нередко ощущали, так сказать, «руководящую и на­правляющую». Опубликовали как-то репортаж «Кружка ква­са в жаркий день». О чем шла речь - ясно. Но одной высо­копоставленной партийной даме показалось, что этим дискредитируется работа крымской партийной органи- Нет ли чего интересненкого, ребята?» И скажу вам, для «сделать что-нибудь интересненькое» в свое время надо было и смелость иметь, и железобетонные доказа­тельства собрать.

Кстати, не слабо ли сегод­ня редактору пригласить в редакцию корректором... высо­копоставленного чиновника, к тому же одного из своих начальников? А Михаил Аврамович Казаков, замести­тель редактора «КИА», сделал это еще в жестких одно­партийных 70-х в ответ на придирки чиновника к допу­щенным в газете опечаткам. Знаете, мелочь, а вспомнить приятно. Да и вообще, в ре­дакции ни редакцию, ни читателей, ни коллег своих в обиду не давали.

—    «редакция» всегда со­трудничала с известными не только в Крыму, но и в Союзе людьми. Одна из ялтинских улиц названа именем ее редактора...

-   Это улица Михаила Дми­триевича Соханя, комиссара 10-го ялтинского партизан­ского отряда и первого по­слевоенного редактора газе­ты. Кстати, Ялта, где выходи­ла редакция, была освобождена 16   апреля 1944 года, а уже 17  числом датирован первый приказ по редакции. Вряд ли назову всех работавших, которыми редакция может гор­диться. Вот несколько имен: Борис Лебедев - заслужен­ный художник СССР, Николай Новиков - известный поэт и заведующий отделом поэзии журнала «Юность», проза­ик Станислав Славич, поэты Григорий Пятков, Владимир Куковякин, Константин Кинелев, Михаил Казаков, по­эт-сатирик Игнат Беляев, художник Иван Бояркин. А сколько ныне известных в Крыму и за его пределами литераторов прошли школу литературного объединения при редакции «КИА»!

Творческая обстановка, неординарность в суждени­ях, ставшая традиционной демократичность руковод­ства газеты давали свои пло­ды. Кстати, впервые в Крыму почетного звания заслужен­ный журналист Украины была удостоена наша сотрудница Нина Доля, удостоверение №1 о присвоении звания заслуженный журналист Ав­тономной Республики Крым вручено нашем у собкору по Евпатории Валентину Щер­бинину, первым журнали­стом - лауреатом премии АРК стал фотокорреспондент «КИА» Альгимантас Масенас... И пусть простят меня те из многих достойных, кого я не назвал сегодня.

—   У вас несколько по­этических сборников, есть телепоэма. Сейчас, когда времени побольше, пише­те стихи?

-     Да! В декабре вышла книга стихов, написанных в 2013 году. 

 на фото: Петр Петрович Макуха