Объединяющий фактор

Крымской автономии - 23. Время для подведения итогов становления и определения новых перспектив

Те события кажутся близкими, но при этом уже можно смело сказать, что выросло новое поколение крымчан, родивших­ся именно в автономной республике. И настоящее, как и будущее этих молодых людей, связано только с Крымом. В условиях, когда найти единую идею бывает очень нелегко, три простых слова - Автономная Республика Крым - оказа­лись очень сильным и действенным аргументом для сотен тысяч человек. Потому что они, без сомнения, значат для всех нас очень и очень многое.

А ведь дорога к возобновле­нию автономного статуса была непростой. Решение советско­го руководства о понижении Крыма до уровня обычной об­ласти в 1945-м стало резуль­татом последствий депорта­ции народов, через девять лет состоялась передача региона из состава РСФСР в состав УССР, и три с лишним деся­тилетия проблема как таковая была снята с повестки дня. Ветры перестроечных пере­мен вызвали к жизни активный гражданский процесс, который и привел к идее о восстанов­лении автономного статуса. Компартийное начальство с опаской смотрело на эту ини­циативу, но в итоге вынуждено было снять преграды на пути инициативы общественности и объявить о подготовке к все­народному волеизъявлению.

Конечно, кто-то скажет, что условия проведения голосова­ния 20 января 1991 года были не во всем объективными или правильно организованными. Да, это так. Но критикам сто­ит помнить и о том, что в ус­ловиях уже начавшихся тогда межэтнических и политических столкновений в балтийских ре­спубликах, Молдове и Закавка­зье, референдум - открытый, гласный и демократический - был лучшим выходом. Ведь другой вариант развития собы­тий мог бы привести к некон­тролируемым последствиям. Кроме того, не окажись тогда достаточного запаса мудрости как со стороны уходивших от управления коммунистов, так и приходивших им на смену демократов и республиканцев всех мастей, мы могли бы не получить особого, а в чем-то и уникального статуса в рамках современного украинского го­сударства.

Да, вначале был порыв. Он вылился в те самые 93 с лиш­ним процента голосов крым­чан сказавших «да» автономии в январе 91-го. Он был под­креплен Конституцией 6 мая 1992 года и выборами пре­зидента Крыма в 1994-м. Но любой порыв рано или поздно имеет свойство терять силу, тем более, когда его плода­ми, а по сути - искренностью и надеждой простых людей - пытаются воспользоваться откровенные авантюристы от политики. А потому во второй половине 90-х на смену ра­дужным настроениям пришло разочарование, а чехарда во властных кабинетах и попыт­ки раскачать ситуацию извне только его усиливали.

За годами бандитского беспредела и откровенной слабости автономии приш­ли годы компромисса меж­ду официальным Киевом и Симферополем, результа­том которых стала Конститу­ция АРК 1998 года. Конечно, как любой компромисс, этот документ не был и не есть идеальным, но то, что Крым тогда получил четкое опре­деление своих полномочий в рамках Украины, сумел за­крепить уникальность межэт­нического и административ­ного устройства - это факт. Автономия перестала быть политической декларацией, система власти наконец-то стала приобретать свои необ­ходимые и привычные черты.

Последнее десятилетие стало для Крыма временем взросления и отказа от иллю­зий. Мы поняли, что только от нас зависит, как мы будем жить завтра и послезавтра, что никто не сможет нам навязать ту волю, которая противоречит мировоззрению крымчан. Мы прошли тест на умение жить рядом и понимать друг друга, мы знаем, что политики зача­стую могут использовать наши чувства и надежды, но мы уже не поддаемся и можем отли­чить провокации от реальных дел. Соединение политическо­го статуса АРК с реальными экономическими полномочи­ями, полученными Крымом в прошлом году, дает основу и для быстрого экономического прогресса нашего общего на­родного дела, ведь так с латы­ни переводится слово «респу­блика».

А значит, в день уже двад­цать третьей годовщины Ав­тономной Республики Крым всем нам надо признать: нашареспублика не только состоя­лась, но и является тем факто­ром, который реально объеди­няет всех крымчан. Потому что мы разные, но при этом знаем, что без каждого из нас, наших усилий ради общего созида­ния жизнь лучше не станет. А автономия в данном случае - это реальный механизм для улучшения качества жизни. Иэто лишний раз доказывает, что День Автономной Респу­блики Крым - это действи­тельно народный праздник, творцом которого в свое вре­мя стали все мы. А значит, по­здравить есть повод, прежде всего, самих себя. С нашими победами, завоеваниями и до­стижениями! И уверены - их в будущем будет еще больше!

«Это не только табличка, это символ единства»

В день автономии симферопольский сквер Республики обзавелся гранитным знаком с официальным названием

На 23-летие Автономной Республики Крым в симферопольском сквере Респу­блики была установлена памятная гранит­ная табличка с его названием. В ее откры­тии участвовали представитель Президен­та Украины в автономии Виктор Плакида, первый заместитель председателя Совми­на АРК Павел Бурлаков, глава Верховного Совета АРК Владимир Константинов, мэр Симферополя Виктор Агеев.

- Еще недавно здесь были руины, а теперь, это популярное место среди симферопольцев. Инициатором создания сквера Республики был Анатолий Могилев, и памятный знак - это не только табличка с названием сквера, это символ патриотизма, единения, автономии и крымчан. Мы будем жить в достойной стране, в достойном регионе, - сказал Павел Бурлаков.

События, которые происходили в Киеве 19 и 20 января, он осудил как очередную попытку государственного переворота:

- Мы должны дорожить той стабильностью, которая у нас есть. Только в стабильном обществе мы можем развиваться.

,

на фото: 20 января. Торжественное открытие гранитного знака в сквере Республики. Справа налево: представитель Президента Украины в автономии Виктор Плакида, первый заместитель председателя Совмина АРК Павел Бурлаков, глава Верховного Совета АРК Владимир Константинов, мэр Симферополя Виктор Агеев.