С Че Геварой над Судаком

«редакция» нашла в Крыму аэростат с самым большим в мире портретом кубинского революционера и посмотрела на полуостров с небес

Пару дней назад небо над Судаком украсил воздушный шар. Поднявшись над холмами, огромный, разноцветный купол удивил горожан и гостей курорта: хоть Крым и славен обилием всяческой экзотики, но такое здесь редкость. «редакция» отправилась на судакскую окраину – в поселок Дачное, где обосновалась тусовка аэронавтов, чтобы приобщиться к покорению воздуха.

Незаменимое чувство свободы

На веранде дома, заставленной оборудованием для полетов, нас встретил москвич Игорь Наймилов, обладатель прошлогоднего Кубка Крыма по воздухоплаванию.

– Полеты давно уже стали и профессией, и образом жизни, – улыбается он. – Они дают чувство свободы, единения с эфиром, которые ничем не заменишь. В Крым приезжаю четвертый год подряд, и не просто полетать, а и на фестивали воздухоплавателей. Они здесь становятся хорошей традицией, и в сентябре, в Феодосии, будет очередной, где определят нового обладателя Кубка Европы (сейчас им владеет швейцарец Стефан Цеберли). Будет до 30 шаров из нескольких стран, приедут многие классные аэронавты со своими экипажами.

Подключившийся к разговору Максим Шелякин, вице-президент Федерации воздухоплавания Ростовской области, замечает, что каждый экипаж, как правило – четыре человека: пилот, штурман и два техника-механика, поэтому компания ожидается большая.

– Современный тепловой аэростат – штука непростая в эксплуатации и довольно дорогая, – говорит Максим. – Четыре немецких баллона для газа, сделанная на заказ горелка особой конструкции, оригинальной расцветки оболочка из специальной синтетики, сшитая на специальной фабрике, корзина, сплетенная вручную из лозы или ротанга, приборы для навигации и контроля полета – 50 тысяч евро за весь комплект. А жизнь шара, в среднем, десять лет. И у каждого есть собственное имя, как у кораблей.

У наших новых знакомых – целых три аэростата: Comandante, с самым большим портретом Че Гевары в мире (площадь изображения 80 квадратных метров!), Слейпнир (названный по кличке коня скандинавского бога Одина) и Зеленый (он же Шрек, он же Изумрудный Крокодайл).

– Для старта нужна площадка 40 на 40 метров, но я могу практически с любого пятачка взлететь, – рассказывает Игорь Наймилов, проверяя состояние высоких металлических баллонов, которые собрался везти на ближайшую АЗС, чтобы заправить газом. – Подготовка занимает 15-20 минут, а сам полет длится от двух до четырех часов, в зависимости от времени года и климатических условий.
Рекордная высота, которой пока удалось достигнуть его экипажу, признается аэронавт – 3,3 километра, но самые интересные полеты – не над облаками, а на высоте 50-100 метров, где не так холодно и красивейшая перспектива проплывающих под корзиной окрестностей. Скорость же воздушного путешествия равна скорости ветра: от одного метра в секунду до пяти (в спортивных полетах допускается и до семи). При более сильном ветре шарам летать запрещено.

Час покоя и прекрасных видов

«Нация» аэронавтов немногочисленна: в Крыму, например, всего десяток человек. Да и стать пилотом или владельцем аэростата весьма непросто. Чтобы получить доступ в небо, следует вначале побороть легион инстанций, получить гору платных документов и разрешений.

– Документацию для аэростата мы однажды взвесили ради интереса, – вспоминает Игорь, показывая на рюкзак, плотно набитый бумагами. – Больше четырех килограммов! Кроме того, нужно получить свидетельство специалиста по эксплуатации воздушного судна, летную книжку оформить, свидетельство пилота аэростатов...

А еще желающим покорить небо необходимо учиться опыту пилотирования, принимая участие в соответствующих соревнованиях.

– Все аэронавты-профессионалы умеют справляться с любыми погодными условиями, – поясняет Максим Шелякин. – Хотя, в целом, уровень безопасности высок: полет спокойный, корзина высокая и надежная, упасть из-за какой-нибудь поломки аэростат не может, а спускается медленнее, чем парашютист!

Экипаж разворачивает на траве ярко-красную оболочку и устанавливает рядом специальный вентилятор, который направленным потоком холодного воздуха начинает «оживлять» шар, пока тот не принимает форму круглой палатки. Затем с помощью горелок воздух начинают нагревать: оболочка с ликом кубинского революционера крепнет с каждой секундой, становится все выше и, наконец, взмывает в синейшее небо, поднимая корзину с экипажем и пассажирами. А оттуда... Невероятные панорамы гор и равнин Крыма, сверкающая плоскость спокойного моря с каймой разноцветных пляжей, хищные зубцы и башни Судакской крепости, отбрасывающие длиннющие тени, черная глыба Меганома... Целый час прекрасных видов, покоя и тишины, изредка прерываемой лишь шипением горелки, поддерживающей температуру шара. Кстати, совсем не было холодно, хотя высоту мы набрали приличную – люди внизу, как муравьи, машины – словно букашки, спешащие по своим делам.

– Перепад температур – шесть градусов на километр, – замечает Игорь Наймилов, наш пилот. – Поэтому для полетов не нужно как-то по особенному одеваться.

До конца нынешнего курортного сезона команда воздухоплавателей, контакты которой можно найти в социальных сетях, намерена устраивать воздушные экскурсии, стартуя у мыса Меганом, в бухте Капсель. Взлеты, при условии тихой погоды, дважды в день: на рассвете и на закате, когда можно получить самые незабываемые впечатления. Правда, цена полета, учитывая эксклюзивность развлечения, высока – до двух тысяч гривен.

P.S.: За помощь в подготовке материала автор выражает благодарность санкт-петербургскому журналисту Александру Диденко.

На фото: шар с корреспондентом «Газеты» над окрестностями Судака.


Дмитрий Смирнов
Фото Игоря Наймилова