Неспящие в зрительном зале

В этом году в Москве по примеру европейцев впервые провели «Ночь в театре». И «редакция» задалась вопросом: а возможна ли такая акция у нас? Это особенно актуально летом, когда на полуострове отдыхают миллионы туристов

Закулисная «кухня», показанная под покровом ночи, просто не может быть «невкусной». Все эти потаенные комнаты, мастерские, куда «посторонним вход воспрещен» и где обитает самый настоящий театральный дух... А еще представление на сцене, но не обычное – построенное на взаимодействии актеров и публики. При этом в руках у вас будет бокал с шампанским, а в глазах – восторженный блеск... Скажете, нереально? Но москвичи-то смогли: накануне cвоего профессионального праздника 27 марта семнадцать театров (из 164 действующих) пригласили зрителей на ночное рандеву. Некоторые из них – бесплатно. Ведь идею поддержал Департамент культуры российской столицы.

 

Несмотря на скептические прогнозы, аншлаг был везде. А инициатором проведения столь экстравагантного предприятия, которое, кстати, планируют сделать традиционным, стал Роман Виктюк, пожелавший показать своим гостям «оживающих ночью мистических духов искусства». Причем, и место для этого выбрал подходящее – готический замок в самом центре Москвы. Посетители, перемещаясь из зала в зал под предводительством самого маэстро, попадали в различные спектакли. Плюс была устроена открытая репетиция «Маскарада Маркиза де Сада».

Бесплатные зрелища организовали в театре-студии Табакова (знаменитая «Табакерка»), в московском драматическом театре «Сфера», в драмтеатре имени Рубена Симонова, в театре «Школа современной пьесы»... Оригинально поступили в Театре на Малой Бронной: каждый двадцатый, купивший билет на постановку «Палата №6» (в пересчете на наши деньги билеты здесь стоят от 50 до 500 гривен), стал участником ночной экскурсии по закулисью. 

В московском драматическом театре «Сопричастность» публике предложили заплатить за представление «Король Лир» (50-195 гривен), а после этого для нее устроили шекспировский праздник с конкурсами и викторинами. Театр Et Cetera под руководством Александра Калягина и акцию провел, и свое 20-летие отметил: порадовал капустником, выступлением кубинского ансамбля и мастер-классом по сальсе. Сколько стоило мероприятие, выяснить не удалось, но билеты на спектакли здесь продаются от 100 до 400 гривен (в пересчете). Понравился комментарий руководителя Et Cetera Роберта Стуруа, который вполне мог бы стать заголовком нашего материала: «Театру нельзя превращаться в музей, для него это смертельно».

Можно сколько угодно сетовать на то, что «мы провинция» и такая задумка у нас не приживется, и в итоге даже не попытаться сделать нечто подобное. А ведь главное – привлечение зрителей (особенно «непутевой молодежи») свежим новаторским решением – налицо. 

Да и опыт есть: «Ночь в музее» уже стала в Симферополе традиционной, и в этом году вновь состоится в мае. К тому же, в курортный сезон желающих получить яркие впечатления найдется немало. А будут зрители – будет и финансовое удовлетворение. Хотя вначале придется попотеть, в частности, найти спонсоров...

«Да, я бы пошел на акцию, ведь это очень интересно», – примерно так ответили мне 17 из 20 опрошенных (среди них – мои коллеги), причем, разных возрастов. А что думают руководители крымских театров?
 

Владимир Загурский, директор Крымского академического украинского музыкального театра 

– Такая идея имеет место быть, но при условии хорошей организации, ведь зрителя нужно занять на всю ночь. Я вообще поддерживаю все новое, ведь нужно постоянно повышать свой уровень. Правда, здесь есть свои «подводные камни»: например, прежде чем пустить людей за кулисы, необходимо провести инструктаж по технике безопасности. Да и весь состав придется вызывать на работу: у нас же множество мастерских и цехов! В общем, надо думать. Также немаловажно – найти единомышленников.

 Александр Ермачков, директор Крымского академического русского драматического театра имени Горького

– Задумка нормальная, ведь зрителей нужно как-то привлекать, но… у нас все-таки традиционный театр, поэтому все творческие поиски, новаторские идеи должны строиться на устоявшихся позициях. Да и почему именно ночь? В Москве такую акцию провели, наверное, не самые крупные театры. Вот если бы вы сказали мне, что подобное прошло в Большом…

 Билял Билялов, директор Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра

– Все дело в менталитете. Если в Европе ночью жизнь только начинается, то у нас наоборот: тишина, фонари не горят и маршрутки не ходят. Кстати, о последних. Многие артисты нашего театра живут на окраинах города (одна актриса вообще из Бахчисарая), и добраться домой бывает очень непросто. По этой причине спектакли мы начинаем не в 19.00, как везде, а в 18.00. Да и что нам показывать? Пять гримерок? Здесь надо сочинить какое-то действо… По-моему, нереальная затея.

Вадим Елизаров, директор Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского

– Знаете, я бы сначала посмотрел, как это организовано и пройдет в других театрах. Предпочитаю учиться на чужих ошибках. То есть, я не против такой задумки в принципе, но пока не понимаю, зачем. И еще: те люди, которые не ходят на спектакли вечером, вряд ли придут ночью. Хотя, вероятно, молодежи будет интереснее именно в это время суток.

 Галина Джикаева, художественный руководитель симферопольского арт-центра «Карман»

– Ночью обычно идет молодой активный зритель, а у нас он, увы, не активный. И людей, готовых на такие эксперименты, мало. Я это знаю, потому что в прошлом году мы давали именно ночной спектакль – «Глаза голубой собаки», но аншлага не наблюдалось. Идея-то хорошая, да только Симферополь, к сожалению, не театральный город.
 

На фото: Первая акция «Ночь в театре», состоявшаяся в Москве 27 марта. Студенты школы-студии МХАТ показывают концерт «Опусы по Достоевскому» на сцене театра «Практика».(Фото: ночь в театре1)

Фото: inmsk.ru

 

Какие премьеры ожидаются в театрах

* В украинском...

На 30 – 31 мая заявлена рок-опера о жизни и смерти тирана Иудеи – царя Ирода в постановке Владимира Косова, который поставил здесь знаменитую «Юнону и Авось» в 2010-м. За хореографическую часть отвечает специально приглашенный киевский балетмейстер Алла Рубина. 

* В русском...

Начались репетиции античной трагикомедии «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина. Спектаклем планируют открыть сезон летних площадок в июне. 

* В крымскотатарском...

Выходит известная азербайджанская музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан», главную роль в которой исполняет победитель третьего сезона проекта «Народна зірка» Асан Билялов.

* В севастопольском...

Май порадует театралов чеховской пьесой «Вишневый сад», а июнь – произведением Булгакова «Кабала святош». Кроме того, в августе презентуют мюзикл «В джазе только девушки».

* В «Кармане»...
Молодой режиссер Динара Ахтемова поставила пластическую драму «Охота на носорога» (Николай Гумилев), где задействованы ученики актерской студии.

В музее вновь ночное представление

18 мая, в Международный день музеев, Симферопольский художественный музей в шестой раз проведет акцию «Ночь в музее». В этот раз программу планируют подать в виде офицерского собрания начала 20-х годов. Сколько будут стоить билеты, пока неизвестно (последний раз их стоимость составляла 30 гривен). 

– Нам нравится то, что мы делаем. Хотя приходится работать на энтузиазме. Я бы с удовольствием пошла на «Ночь в театре», – сказала "Газете" зам. директора по научной работе Лариса Бровко.

"