Пароход «Автономия» плывет…

За без малого 30 лет Крыму выпало познать весь набор политических стихий, к которым очень подходят «морская» терминология. Давайте вместе вспомним этапы. Это важно

Это время для истории даже не мгновение, а вот в жизни человека – время взросления. Для региона, наверное, что-то типа этого. Крыму в этом смысле повезло: молодость была бурной, но ведь она не создала неразрешимые проблемы...

1985-1991: прилив

Свежим ветром повеяло в Крыму вместе с горбачевской перестройкой. Кто бы что ни говорил, но не случись второй оттепели в советской истории, очевидно, вряд ли бы сегодня мы подводили промежуточные итоги Автономной Республики Крым. Прорванная система политического застоя, выход наружу многих назревших проблем, прямой диалог власти и народа дали свои плоды. И если вокруг межнациональные и межреспубликанские конфликты перерастали в открытое военное противостояние (Азербайджана и Армении, Грузии и ее автономий, Молдовы и сепаратистов Приднестровья), то в Крыму вопрос стал иначе – он касался восстановления справедливости. Ошибка, а точнее, намеренное искажение истории – в снижении статуса Крыма до области в 1945-м явно должно было быть исправлено. Коммунистические вожди разного уровня и масштаба (а это и Николай Багров, и Леонид Грач, и киевское руководство, и самый высший эшелон в Москве) смогли вовремя осознать – новое противостояние нужно и можно предотвратить. А потому решение о референдуме по восстановлению автономного статуса было оптимальным: 20 января 1991-го люди высказались однозначно. Можно сколько угодно рассуждать, за какую именно автономию голосовали тогда наши родители, бабушки и дедушки, мы все, но факт остается фактом: люди смогли сказать свое «да!», а уже в декабре того же 1991-го, пусть не так однозначно, но согласиться и с новой реальностью: жизнь теперь пойдет в составе независимой Украины. Практика, а она-то действительно лучший критерий истины, доказала – выбор крымчан оказался действительно дальновидным.


1991-1995: шторм

Праздник восстановления автономии быстро сменился достаточно невеселыми буднями. Экономический развал советской системы рисовал безрадостную перспективу. И тут на всю эту нашу бедность, купоны, очереди и все прочие «удовольствия» снова навалилась политика. После референдума нашлись те, кто посчитал, что движение вперед можно и должно продолжить. Давайте поймем и это: когда людям что-то долго запрещают, они хотят всего и сразу. Вот потому крымчане посчитали, что смогут развить свою автономию сами – вплоть до создания государства. И эта романтика чуть не привела к последствиям... Потому как на смену осторожному Багрову пришел типичный популист Юрий Мешков, честно избранный президентом с огромным кредитом доверия (более 72 % голосов за). Старшие в семье автора, кстати, единогласно Мешкова поддержали, сделали это и большинство других семей, поверивших, что счастье и достаток могут прийти сами по себе.

А после наступило обычное в таких случаях похмелье, полезного и действительно ценного от которого только что и осталось – флаг и герб АРК, «пережившие» и президента, и прочих разношерстных руководителей середины 90-х. Тогда люди во власти запоминались буйными расцветками галстука, увесистыми первыми мобилами и наличием за спиной отряда братков. Время было быстрое, жесткое и действительно новое, потому что это новое было на каждом шагу. От количества нулей в обменниках кружилась голова, нули же на купюрах купонов превращали деньги в бумагу. Крымчане стали миллионерами, пусть не из трущоб, но зато из явно обветшавшего «заповедника социализма»…

1995-1998: отлив

Помахав российским флагом из своего кабинета, Мешков отправился в Москву, вереница его вероятных преемников вряд ли стоит доброго слова. А вот необходимость компромисса с официальным Киевом стала насущной необходимостью выживания. Правление Леонида Кучмы для автономии стало периодом самых неожиданных решений на «политической доске». Путь от «душителя республики» к «почетному крымчанину» Леонид Данилович прошел с удивительной быстротой, а Конституция 1998-го стала тем самым компромиссом, который остановил процесс нарастания отчуждения центра и республики. В итоге мы все сегодня живем по временным правилам тех уже далеких лет: автономия сохранила не столько экономическое, сколько сугубо административное содержание. Зато именно с конца 90-х в Крыму установился более-менее внятный уклад власти. Попытка Леонида Грача вернуть эпоху «красного Крыма» провалилась: жители региона быстро сориентировались и прохладно отнеслись к попытке бывшего главного коммуниста продлить свое правление. За эти годы выстроилась и система стабильных политических игроков автономии, в которую вошли несколько постоянных персонажей, ставшая символом непубличности и кулуарных решений.


1998-2010: штиль

Излет правления Кучмы дал Крыму новое качество политики – «под власть» была выстроена и Верховная Рада, и Совмин. Тандем Бориса Дейча и Сергея Куницына, в принципе, мог как выполнять обязательства перед Киевом, так и контролировать ситуацию на месте. В итоге после «оранжевой революции» в Симферополе мало что поменялось. Чиновничья чехарда первого года правления Виктора Ющенко наглядно продемонстрировала: Крым надо не только знать, но и чувствовать. А этого политики Майдана сделать все же не смогли (да и не сильно-то хотели). Поэтому появление в 2006-м нового тандема Анатолия Гриценко и Виктора Плакиды стало подтверждением тенденции: автономии нужна предсказуемая власть.

2010-2013: попутный ветер

Собственно говоря, после местных выборов 2010-го года такая власть и появилась в Крыму в прямом смысле этого слова. Впервые после середины 90-х одна политическая сила смогла взять всю полноту ответственности за развитие региона на себя. Вот только «республиканцы» полтора десятка лет назад свой шанс растратили менее чем за год, победившие же регионалы явно нацелены на большее. И поэтому лозунги о необходимости пересмотра и корректировки крымской Конституции сегодня – это сигналы всего крымского общества о том, что в жизни наступает новый этап. Можно уверенно констатировать: автономия состоялась, ее институты действительно прошли проверку временем, теперь пора изменить качественно содержание. А это значит, что Крым как особый пример межнационального согласия и потенциальных экономических возможностей должен получить право законодательной инициативы на всеукраинском уровне. И это может принести пользу не только самой автономии. Ведь наработанные в Симферополе либо в местных советах законопроекты, поданные через Верховный Совет АРК, могут быть использованы и в других регионах, а если посмотреть шире – обновить законодательную базу на уровне всей страны. Благодаря автономному статусу Крым и крымчане хорошо усвоили уроки административного строительства, и поэтому наш опыт – это действительно практическая база для наших друзей из других областей Украины.

Реализация масштабных проектов в курортной, инфрастуктурной, агропромышленной сферах – это и инвестиции, и внимание государства. А значит, время говорить и об изменении принципов бюджетной политики в Крыму. И чем скорее будет найден общий язык, чем больше прав сможет получить Крым, тем быстрее станет осуществимым популярный лозунг: чтобы Крым стал жемчужиной Украины, необходимы воля, объединение и вера. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что этих компонентов у крымчан хватает. А значит, перспектива должна быть обязательно оптимистичной. С Днем Республики, крымчане, с Днем нашего общего дела!

Николай Карпов