Планы и перспективы организации игорной зоны в Крыму

Планы и перспективы организации игорной зоны в Крыму

Подписание указа о создании в Крыму игорной зоны было, пожалуй, самым настоящим делом техники. Очень многие российские туристы, собираясь на крымские курорты, прекрасно знали еще пятьдесят лет назад, что на полуострове (несмотря на все запреты) можно спокойно поиграть в одном из многочисленных катранов. А когда азартные игры в девяностых легализовали, Крым и вовсе стал настоящей курортной столицей игорного бизнеса. Во времена отсутствия каких-либо запретов на территории действовало около трехсот казино. Доход в казну шел колоссальный, туристы с огромным удовольствием тратили деньги, накопленные на отпуска, поэтому, когда в очередной раз зашел разговор о возрождении Крыма как главной здравницы, был параллельно подписан указ о создании игорной и свободной экономической зоны.

Сколько денег надо?

Крымский игорный проект – не дешевое удовольствие. За те пять лет, даже чуть больше, что прошли «вне игры», действующие проекты полностью ушли в небытие, были расформированы и распроданы. Квалифицированных специалистов тоже осталось весьма мало, поэтому поднять с колен индустрию будет крайне сложно. Только по предварительным и самым оптимистичным подсчетам понадобится около ста миллионов долларов «для начала». А для продолжения – миллиард. И, к сожалению, практически невозможно предсказать, сколько времени займет «реанимация» Крыма. Слишком много было упущено и потеряно за времена застоя. Однако и власти, и бизнесмены полуострова полагают, что овчинка стоит выделки.

Рациональное зерно Крыма

Первое, что требуется для возрождения Крыма, это создания особой экономической зоны, то есть, своеобразного локального оффшора, позволяющего развивать бизнес без непосильного налогового бремени. Во-вторых, игорный бизнес и покерный спорт, который можно организовать на территории полуострова, необходимо напрямую объединить с туристическими маршрутами. То есть, создать устойчивую коммуникацию между игорной зоной и экономической зоной туристического характера.  Такое объединение позволит республике получать совокупный доход, как минимум, в двадцать миллиардов рублей ежегодно. Однако стоит понимать, что для подъема на такую высоту необходимо довольно серьезно постараться над созданием достаточно серьезной и комфортабельной инфраструктуры, позволяющей туристам чувствовать себя превосходно, не нуждаясь ни в чем. И азартные игры, и море, и аэропорт, и магазины – все должно быть «в шаговой доступности».

Опасения

Несмотря на все радужные перспективы, которые рисуются в создании и освоении крымской игорной зоны, печальный опыт российских предшественников из числа нереализованных (или работающих ныне) проектов подобных кластеров показывают, что гладко обычно бывает только на гербовой бумаге, на которой приносят в высокие кабинеты подготовленные к подписи указы и распоряжения. А на практике начинается борьба с непредвиденными обстоятельствами. Причем такими, которые в расчетах никак не учитываются, но они проявляются позже, когда работа над зоной уже стартует. При этом в бюрократической грязи буксует даже самый сильный бизнес.

Например, самая печально известная игорная зона – Янтарная – даже не стартовала из-за того, что каким-то образом (не иначе, как волшебным) на свободной экономической территории, отдаленной от жилых кварталов, вдруг не оказалось свободных для застройки участков. Или распределенные под ИЖС земли обнаружились внезапно в излишней близости от потенциальных игорных застроек, что, естественно, противоречит закону о размещении азартных учреждений. Конечно, через пять лет (!) до властей дошло, что надо как-то с этим бороться, и зону расширили на сто гектаров. И снова, уже во второй раз, выделили денег под государственную программу развития этой территории. Но вкладывать шестьсот миллионов долларов в индустрию, представляющую собой на данный момент голую землю на отшибе – желающих мало.

То же самое касается зоны «Приморье», которая по тем же причинам никому не интересна. Рядом Макао, куда скататься куда проще, чем в неизвестную «деревню». Одна из громаднейших проблем России – это транспортные сообщения между городами. Локальных автобусов, электричек или поездов попросту нет. Зато доехать или долететь до соседней безвизовой зоны – куда проще. Поэтому свои отработанные маршруты уже есть:

  • Минск;

  • Макао;

  • Шарм-Эль-Шейх;

  • Рига.

Как можно видеть, доступных вариантов множество. Популярность состоявшиеся и обеспеченные готовой инфраструктурой зоны завоевали бешеную. Поэтому, конечно же, конкурировать с существующими и прекрасно зарекомендовавшими себя проектами будет весьма проблематично.

Даже у единственной работающей зоны (Сибирская Монета с ее единственным гордым казино пока может считаться стартапом), «Азов-Сити» - клиентов не так уж много. За все время существования курортной зоны там побывало чуть боле двухсот тысяч человек. Доход составил также чуть больше ста миллионов рублей. Если сравнивать с доходами Лас-Вегаса, получаются «копейки». Заведения в главном игорном городе планеты дают в год около тридцати миллиардов, если считать в рублях. Даже любой онлайн рум перещеголяет сто раз «живую» игорную систему и по числу игроков, и по объему выручки... Например, онлайн рум PokerStars, который несколько дней назад, на церемонии награждения International Gaming Awards был признан лучшим оператором онлайн-покера в 2014 году, насчитывает более 65 миллионов зарегистрированных игроков, а разыгрываемые здесь ежедневно суммы изменяются сотнями тысяч долларов... Ну и какая "живая зона", даже если находится она тоже в довольно привлекательном месте, возле Азовского моря, куда можно было бы направить немало отдыхающих, сможет показать похожие результаты? Тем более, что за те годы, что существует проект, ничего не было сделано на практике. К развитию курорта никто руку не приложил, никто не позаботился о привлечении или увеличении туристического потока именно в Приазовье.

Хуже всего другое. В силу того, что так и не было решено, какой из двух курортных регионов – Крым или Сочи – в большей мере заслуживает звания новой свободной экономической зоны, поэтому было решено оставить сразу два объекта. Но в таком случае получается, что третий – лишний? Азовская игорная зона, кое-как начавшая окупаться, пусть даже и «копейками», тем не менее, была ведь построена. В нее вложили силы, деньги, инвестиции, время… а теперь ее решили ликвидировать за ненадобностью. Так как она будет мешать развитию более перспективных территорий Крыма и Сочи. И хочется задать «решателям» простой вопрос: как они думают, будет ли адекватной реакция потенциальных крымских и сочинских инвесторов на такой поворот событий? Кто знает, может быть, завтра и Крым кому-нибудь помешает, и его тоже ликвидируют, едва дав возможность работать и ничем не поддержав, кроме деклараций? К сожалению, неумение управлять собственными ресурсами губит пока что на корню любые бизнес-проекты. И пока это будет продолжаться, можно сколь угодно долго рассуждать о теоретических и гипотетических перспективах того или иного живописного края. На практике нужны совсем другие средства.