С поврежденными торпедами «Щуку» поднимать не будут

Через неделю станет известно, можно ли поднять на поверхность подводную лодку, затонувшую в феврале 44-го у берегов Тарханкута. Водолазы исследуют корпус и торпеды

Министерство культуры Украины уже дало Рескому по охране культурного наследия разрешение поднять советскую субмарину, но водолазы говорят: прежде ее надо исследовать. Если окажется, что торпеды до сих пор в отсеке и повреждены, «Щуку» так и оставят на глубине 52 метра. Иначе рванет. 

Месяц назад известие о том, что у берегов Тарханкута водолазы Черноморского центра подводных исследований нашли советскую подводную лодку, которая еще и изнутри, возможно, не затоплена, стало сенсацией! Родственники 47 краснофлотцев, считавшихся все эти годы пропавшими без вести, узнают, как погибли их предки, а «Щука-216», на которой все сохранилось, станет уникальным музеем. Если удастся ее поднять, конечно.

– 15 августа, если будет нормальная погода, мы совершим погружение, чтобы первично определить состояние корпуса, механизмов для аварийного поднятия лодки, например, подъемные пояса (они были предусмотрены именно на тот случай, если субмарина не сможет всплыть самостоятельно и потребуется спасательная операция), и торпедного оружия, - рассказал «Газете» Сергей Воронов, директор Черноморского центра подводных исследований. Его организация, скорее всего, будет поднимать «Щуку». – Саперы исследуют второй отсек, где хранились торпеды – от их состояния зависит все будущее проекта. В последнем сообщении, полученном от командира корабля в феврале 44-го, говорилось, что он отстрелял свои торпеды, значит, резервные четыре должны были перевести из второго отсека, или тоже отстрелять. Если это не было сделано и торпеды в поврежденном состоянии, ни о каком подъеме лодки не может быть и речи, это смертельно опасно. А если торпед нет или они целы, можно дальше планировать работу.

Поднимать подлодку, по словам Воронова, будут с помощью плавкрана или понтонов. Первый способ – управляемый, крюк плавкрана с привязанными к нему тросами опускают под воду, тросы закрепляют на лодке и кран ее осторожно тянет наверх. Так например подняли еще в 1911 году затонувшую в Кильской бухте немецкую субмарину U-3, тогда управились за два часа. Правда, и лодка пролежала всего полдня. 

Второй способ, с помощью понтона – не управляемый, корпус обвяжут тросами, к ним прицепят понтоны, которые с помощью шлангов наполнят воздухом. Понтоны станут подниматься и потянут за собой «Щуку». С помощью понтонов поднимали, например, затонувший в 2000-ом году в Баренцевом море на учениях российский атомоход «Курск». Только в случае с «Курском» отпилили первый отсек –по заключению экспертов, он мог обломиться и вызвать разбалансировку подъемных устройств. «Курск» поднимали с глубины 108 метров, двое суток, поначалу использовали тросы. 

 Черноморское и Севастополь просят Щуку себе

Заведующий Военно-морским музеем Украины Сергей Круглов попросил командующего ВМСУ передать Щуку их музею. Обещает довести ее до европейских музейных стандартов и разыскать родственников погибших моряков. Севастопольские ветераны тоже не остались в стороне и попросили председателя Севастопольской РГА ходатайствовать перед правительствами Украины и России, чтобы подлодка вернулась на свою родную базу, в Севастополь.

В Черноморском районе тоже претендуют на право оставить Щуку у себя. Ну а если не всю, то хотя бы какие-то детали – на славную память.

«Щуке» чаще не везло


По данным Военно-морского музея Украины наша «Щука» типа «Щ», X-бис серии Щ-216 вступила в строй 17 августа 1941 года. Три первых похода прошли «в сухую» – никого не потопили. Летом 42-го лодка встала на плановый ремонт, а уже в следующем походе Щука потопила из надводного положения румынский транспорт «Карпаты». 

С начала 1943 года основным районом патрулирования стало западное побережье Крыма, особенно Тарханкут – здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода. В одном из них хорошо подстрелила немецкий танкер «Фируз», шедший в Констанцу с грузом топлива. «Щука» же была контратакована румынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. В последний раз субмарина вышла в боевой поход вечером 6 февраля 1944 года, доложила о прибытии на позицию и успешной атаке вражеского конвоя. 17 февраля с Щуки пришел последний радиосигнал – ее атаковали вражеские суда и подлодка, уходя на глубину, напоролась на глубинные бомбы.

Субмарины, поднятые со дна и превращенные в музеи

 

 

название и тип

U-534

Проект «Камбала», тип «Карп»

U-534, тип IXC/40 

INS Dakar 77-צ, тип T /«Тритон»

С-178, проект 613

К-141 «Курск», проект 949А «Антей» 

где сейчас находится

Великобритания

 Севастополь

Великобритания 

Хайфа (Израиль)

                Владивосток       

 

Мурманск

когда была спущена на воду

 1942 

1907 

1954 

1942 

1943

 1994

Описание 

Экспонируется разобранной на три секции.

 Погибла в 1909 году во время учений, рубка установлена на братской могиле экипажа 

Экспонируется разобранной на три секции. 

Большая дизельная подводная лодка. Спущена на воду как HMS Totem, воевала во Вторую мировую. Погибла в Средиземном море во время перехода из Портсмута вХайфу в 1968 году. Фрагмент рубки экспонируется в музее ВМС Израиля. 

Погибла в 1981 году в результате столкновения с теплоходом близ Владивостока. Рубка установлена у братской могилы на Морском кладбище

Погибла в 2000 году во время учений. Часть ограждения рубки сохранена в составе мемориала «Морякам, погибшим в мирное время» 

 


Всего в мире более 80 музеев и памятников, созданных на базе поднятых подлодок, их отдельных частей, уцелевших подлодок и их копий. 

 

Когда верстался номер

 

Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру Украины Николаю Азарову и главе Администрации Президента Сергею Левочкину отработать возможность подъема подводной лодки «Щ-216», найденной в районе мыса Тарханкут. На ее базе будет создан музей. По сообщению пресс-службы Президента Украины, правительство обеспечит захоронение членов экипажа подлодки и рассмотрит возможность создания мемориала погибшим. В рамках празднования 70-й годовщины освобождения Украины от фашистских захватчиков и 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне решено провести мероприятия по чествованию памяти погибших моряков с участием их родственников и представителей иностранных государств. Профильным ведомствам поручено разработать проектную документацию и обеспечить финансирование всех работ и мероприятий.

 

Валентина Воробьева

 

 

"