Если завтра теракт…

Готова ли Украина отразить новую угрозу?

Даже там, где терроризм становится чуть ли не повседневностью, общество продолжает попадаться на одни и те же уловки преступников. Когда 3 мая на окраине Махачкалы сработала первая бомба, никто не пострадал. Однако на грохот, помимо полиции, выполняющей свой долг, стали собираться любопытные – и второй взрыв унес не менее 13 жизней, а свыше ста человек попали в больницы. Бомбы, взрывавшиеся в Днепропетровске за неделю до этого, были намного слабее: самая мощная – на 300 граммов тротилового эквивалента, а не на 100 килограммов, как в Дагестане. И все же они – сигнал к тому, чтобы задуматься: что же делать, когда теракты – это рядом.

Нам повезло
Устами анонимных источников украинской общественности представлена главная версия событий в Днепропетровске: бизнес-группировки, связанные с криминалом, начали передел сфер влияния в городе. Конечно, для Украины теракты – событие из ряда вон выходящее. Уж сложилось так – и это действительное достижение украинской независимости – что причины и питательная среда для политического, этнического или сепаратистского терроризма в стране не развились. Криминальные разборки 90-х стоит отнести к типичному бандитизму: ведь у любого террора обычно есть идея.

Но если в Днепропетровске действительно имели место криминальные разборки, то что и кому хотели сказать организаторы теракта? Неужели указать горожанам, что жить они будут теперь по другим правилам, что от нападения не гарантирован никто? Или это намек для местной власти: вы, мол, не контролируете ситуацию? В общем, теракт имел далеко идущую цель. И он ее достиг: Украина трезво посмотрела на свою безопасность. И стало очевидным – что-то необходимо менять.

А как у них?
США, подвергшиеся атаке 11 сентября 2001 года, до сих пор не допустили повторения чего-либо схожего по масштабам. Система правоохранительных органов Штатов быстро перестроилась. Для борьбы с терроризмом создали Министерство национальной безопасности, наделенное сверхширокими полномочиями, а антитеррористическое законодательство значительно усложнило жизнь не только потенциальным террористам, но и простым гражданам.

Конечно, на обывательском уровне еще с советских времен мы все уверены, что за нами следят. Но кто и как, могут связно рассказать лишь единицы. А вот в США с этим дело обстоит предельно четко: специальные органы сами решают, чье поведение вызывает «подозрения», сами принимают решение о контроле над конкретными гражданами. Полицейский в Америке может остановить на улице любого. И не только остановить, но и задержать при необходимости. Не совсем демократично, однако и результат налицо: в США с 2001 года не произошло ни одного крупного теракта. Очевидно, американцы согласились с этими ограничениями собственной свободы перед лицом внешней угрозы.

Бой с тенью без конца
Терроризм во всех его проявлениях достаточно активен и в непосредственной близости от границ Украины – в соседней России. За последние пятнадцать лет чего там только не было: и массовые захваты заложников с массовыми же жертвами при освобождении (Буденовск, Кизляр, «Норд-Ост», Беслан), и взрывы домов, и крушения поездов на железной дороге и в метро, и загадочные авиакатастрофы. Взрывы же возле комендатур и отделений внутренних дел в Грозном, Махачкале или Нальчике стали, в общем-то, делом обыденным. Постоянными стали и сообщения о неких «спецоперациях» на Северном Кавказе, после которых с неизменным оптимизмом официальные чины заявляют о разгроме «бандитского подполья»... Только вот после короткой паузы «спецоперации» приходится повторять снова.

Конечно, российский вариант борьбы с терроризмом выглядит куда более сложным. Руководству РФ мало показать, что террор будет наказан любой ценой (как это делают американцы в Афганистане), важно сохранить мир внутри самой страны – ведь это настоящее лоскутное одеяло народов, религий и традиций.

Борьба с терроризмом в России носит как публичные, так и негласные формы. Публичные – ужесточение режима и снова-таки расширение функций правоохранительных органов. Родственники автора, прибывшие в симферопольский аэропорт из Москвы этой зимой, были немало удивлены отсутствием дополнительного личного досмотра, а также очень либеральной процедурой сдачи и выдачи багажа. В аэропортах России уже давно введены и просвечивающие камеры и обязательная демонстрация обуви пассажиров. Кроме того, любые массовые мероприятия возможны только при наличии, а главное – при использовании специальной рамки металлоискателей. Обеспечивается и необходимая в таких случаях информация: как можно предотвратить теракт, на что следует обратить внимание, как действовать в неконтролируемой ситуации. Памятки развешаны практически во всех местах скопления людей. Об эффективности таких мероприятий можно судить по-разному, однако, пребывая в городах России, сложно отделаться от ощущения близости самых непредсказуемых событий.

Что делать нам?
После таких примеров можно сформулировать несколько выводов для Украины. Конечно же, необходимо усиление антитеррористического направления в работе всех спецслужб страны. Как уже писалось выше, в США под эти цели создана отдельная специальная служба, в России действует Национальный антитеррористический комитет при ФСБ. Существующий в структуре СБУ Антитеррористический центр должен быть усилен, а может, и наделен специальными полномочиями. Также важным становится качество работы наших спецслужб – ведь наиболее ценно предотвращение теракта, а не поимка тех, кто его совершил. Введение специального антитеррористического образования и постоянные контакты с коллегами из-за рубежа – необходимое условие эффективности такой работы.

И, конечно же, наиболее сложный выбор стоит перед всеми нами. Недавно журналисты в Симферополе оставили «подозрительную сумку» в многолюдном месте, чтобы понаблюдать, обратит ли кто-то на нее внимание. Сумкой не заинтересовались ни прохожие, ни сотрудники милиции. Так что внутренняя дисциплина и ответственность начинают играть куда более важную роль. А вот согласится ли общество с возможностью ограничения своих прав и свобод во имя обеспечения порядка и спокойствия – это проблема, решение которой стоит искать в диалоге власти и граждан.

P.S. Одно из сообщений из Днепропетровска: в центре города убраны все урны. С одной стороны – хороший психологический ход, ликвидация объекта страха или раздражения, с другой – типичный пример не решения, а имитации эффективных действий. Так и хочется спросить: убрали, и что дальше?